РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 7

Это учение в первый раз было высказано, в виде частного мнения (IX в.) монахом Корвейского монастыря Пасхазием Робертом. Французский богослов Бернард Клервосский (1091–1153 гг.), а вслед затем и знаменитые средневековые богословы Запада – Пётр Ломбардский (1095 – 1160/1164 гг.), Бонавентура (около 1218 – 1274 гг.) и Фома Аквинский (1225/1226 – 1274 гг.) – опровергали это учение. Монах-францисканец Иоанн Дунс Скот (1266–1308 гг.) защищал его, а парижский богословский факультет в XV в. до того горячо принял сторону этого учения, что постановил не давать докторской степени тем, кто не обещается клятвенно его защищать. Из Римских пап первым принял это учение Сикст IV (1471–1484 гг.), но больше всего его утверждению способствовал орден иезуитов (на степень догмата его возвёл в 1854 г. папа Пий IX (1846–1878 гг.), буллой Ineffabilis). Существенные отличия от Восточной церкви представляет учение Римско-католической церкви о таинствах. Согласно этому учению, впервые сформулированному Дунсом Скотом и принятому Тридентским собором, таинства имеют силу ex opere operato. Это означает, что если совершающий таинство имеет намерение совершить его так, как установила совершать его церковь, и правильно произносить установленную его совершительную формулу, а принимающий таинство, со своей стороны, не делает препятствия (non ponat obicem) его действию, то благодать сообщается приемлющему, хотя бы он и не имел веры. В частности, совершение таинства крещения отличается у католиков тем, что может быть совершаемо безразлично через погружение и через обливание (преимущественно – через обливание), тогда как в Восточной церкви через обливание оно совершается лишь в исключительных случаях (например, при тяжкой болезни крещаемого, не позволяющей ему встать с постели). Миропомазание (confirmatio) у католиков совершается не одновременно с крещением, над младенцами, а после достижения 8-летнего возраста и позже («в лета разумения»). Совершителем этого таинства обязательно бывает епископ (с IX в.), а не пресвитер, как в Восточной церкви (помазуется одно чело). В таинстве причастия Римско-католическая церковь отличается тем, что а) совершает его не на квасном хлебе (fermentum), а на опресноках (обычай этот впервые появился в VII в. в Испании); б) лишает причащения младенцев (начиная с XII в.) и в) преподаёт Евхаристию под обоими видами лишь священнослужителям, а мирянам – лишь под видом одного хлеба (облаток). До XIII в. причащение у католиков совершалось под обоими видами, именно в виде частицы хлеба, напоенного вином. Обычай причащения мирян под одним видом хлеба, не одобрявшийся такими богословами католичества, как Фома Аквинский и Альберт Великий, утверждён Констанцским собором, а в догмат возведён Тридентским собором. Сам обряд причащения в Римско-католической церкви отличается тем, что в нём не причащающиеся подходят к чаше с опресноками, а священник подносит чашу к каждому из них. Папа причащается, сидя на троне посередине церкви; кардинал с коленопреклонением подносит ему опреснок и чашу, и прежде, чем папа станет причащаться, кардинал-архидиакон должен отведать от опреснока и из чаши. Это делается из опасения, чтобы папу не отравили в причастии, как это, по преданию, случилось в XI в. с одним из них. Содержание таинства покаяния составляет, наряду с сокрушением и исповедью, налагаемая священником епитимия. В таинстве брака отличие Римско-католической церкви от православной церкви глубокое. В православной традиции из-за очень раннего обычая церковного благословления брака на Востоке, которое византийского право считало с IX в. обязательным, таинством считается венчание. Брак здесь – богослужебное действие, его правомочный свершитель – священник. В Римско-католической церкви таинство брака – сама брачная связь, а не венчание. До Тридентского собора церковным считалось бракосочетание, состоявшее в изъявлении брачующимися обоюдного согласия перед свидетелями, даже в отсутствие представителя церкви. Поэтому совершителями таинства брака в Римско-католической церкви являются сами брачующиеся, а его содержание составляет обоюдное согласие. Тридентский собор потребовал, чтобы заявление о вступлении в брак делалось в присутствии священника. Кроме того, разница состоит и в том, что Римско-католическая церковь признаёт брак безусловно нерасторжимым, даже в случае прелюбодеяния одного из супругов. В таинстве священства католичество отличается установлением безусловного безбрачия (целибата) для всех степеней священства, а также превознесением папы над всеми остальными епископами.

 



 
PR-CY.ru