РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 6

Древняя вселенская церковь, признавая взаимные отношения Отца, Сына и Святого Духа непостижимой для разума тайной, постановила довольствоваться в учении о Святом Духе повторением слов о Нём Иисуса Христа: «Который от Отца исходит» (Ин. 15:25). Учение о первородном грехе Римско-католическая церковь объясняет лишь в смысле утраты в лице прародителей всем человеческим родом первобытной праведности, уклоняясь в этом отношении от учения своего первого авторитета – Августина Блаженного (354–430 гг.), которое принимает Восточная церковь. Опровергая богословскую теорию Пелагия (около 360 – после 431 гг.), Августин доказывал, что первородный грех сопровождался совершенным повреждением всей человеческой природы, нравственной и физической, каковое повреждение и переходит в человечестве от поколения к поколению. Ансельм Кентерберийский (1033–1109 гг.) и позже Дунс Скот (1266–1308 гг.) изменили это учение в том смысле, что существо первородного греха состоит в недостатке той праведности (justitiae debitae nuditas), которую первый человек получил при творении, как дар благодати. Эта теория была принята Тридентским собором и возведена им в догмат; другие вероисповедания называют это учение Римско-католической церкви полупелагианством (т.е. видоизменением учения Пелагия). Особое значение получило в Римско-католической церкви учение о сверхдолжных делах и о сокровищнице святых. Как и древняя вселенская церковь, она учит, что человек усвояет себе заслуги Иисуса Христа верой в Него и добрыми делами и что в учении Иисуса Христа следует различать евангельские заповеди (praecepta) и советы (consilia). Первые предписаны всем как обязанности, вторые предлагаются как средства достижения высшего, необязательного совершенства. По учению Римско-католической церкви, тот, кто исполняет советы, тот исполняет сверхдолжные дела, которые для самих совершителей не необходимы. Но так как Бог и их не может оставить без вознаграждения, то Он этот излишек добрых дел зачисляет другим людям – грешникам, у которых своих добрых дел недостаёт, чтобы заслужить блаженную жизнь в вечности. В Римско-католической церкви существует сокровищница (thesaurus, буквально «ящик») сверхдолжных добрых дел, в которой основной фонд составляют заслуги Иисуса Христа, Божьей Матери и святых. Все сверхдолжные добрые дела поступают в пользу членов церкви в силу таинственного союза, связующего их с церковью небожителей и Самим Иисусом Христом, как Главой церкви. Папа, как наместник Иисуса Христа, есть раздаятель на земле этих преизбыточествующих заслуг. Это учение возникло в XIII в. и подробно развито в сочинениях Альберта Великого, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Дунса Скота и Беллармина, а как символическое учение церкви изложено в булле Климента VI (1342–1352 гг.) Unigenitus (1350 г.). В непосредственной связи с учением о сверхдолжных заслугах находится католическое учение об индульгенциях, а также о чистилище (purgatorium) – особенном месте или состоянии, среднем между раем и адом, где помещаются души умерших с покаянием, но не успевших принести удовлетворение (satisfactio) за грехи, а также вовсе не успевшие раскаяться. Мучениями в чистилище (в течение того или иного времени) эти люди очищаются от грехов, после чего переселяются в рай. Учение о чистилище возникло, вероятно, на почве учения греческого христианского теолога Оригена (около 185 – около 254 гг.), отвергавшего вечность мучений; окончательно оно формулировано на Тридентском соборе и в «римском катехизисе». Имея в своей власти сокровищницу сверхдолжных дел, папа может сокращать время пребывания души в чистилище; то же самое право принадлежит и другим лицам церковной иерархии. Согласно же учению восточных богословов, христианин должен делать добрые дела не только потому, что ему нужны заслуги для получения блаженной жизни, но и для того, чтобы принести удовлетворение для избежания временных наказаний. Совокупность обычных заслуг и сверхдолжных дел образует сокровищницу добрых дел, из которой церковь имеет право черпать для изглажения грехов своей паствы. Одним из пунктов расхождения является учение о непорочном зачатии Божьей Матери (immaculata conceptio). Оно состоит в том, что Дева Мария при зачатии её родителями, по особой благодати Божьей, ради будущих заслуг своего Сына, была сохранена свободной от всяких последствий первородного греха и обладала первобытной праведностью.

 



 
PR-CY.ru