Словарь по христианству Р РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ – самая крупная церковь в католичестве, отличающаяся организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев. Она придерживается западных литургических обрядов и вместе с Восточно-католическими церквами составляет единую католическую церковь, полагая лишь себя церковью в подлинном смысле слова. В русском языке термин «Римско-католическая церковь» обычно используется как синоним понятия «Католическая церковь», хотя в некоторых языках соответствующие термины различаются. Восточно-католические церкви используют этот термин в более узком смысле, подразумевая под ним лишь институт католической церкви латинского обряда (включая, наряду с латинским, амвросийский, брагский, лионский и мосарабский обряды). Во внутренних документах Римско-католическая церковь в качестве самоназвания использует либо термин «Церковь» (с определённым артиклем в языках, имеющих его), либо «Вселенская церковь», определяя себя четырьмя существенными свойствами: единством, кафоличностью, определённую апостолом Павлом (Еф. 4:4–5), святостью и апостоличностью. Католическая церковь единая постольку, поскольку в соответствии с желанием Иисуса Христа («Да будут все едины») живёт единым Господом, единой верой, единым крещением, единым Богом и Отцом. Это единство проявляется в объединении верующих вокруг римского епископа, считающегося наследником апостола Петра, которому Иисус Христос завещал быть «пастырем» стад. Римско-католическая церковь святая постольку, поскольку все её члены призваны к святой жизни в Боге, искупившем их грех (средствами для такого освящения являются совершаемые церковью таинства). Она соборная (кафолическая, от греческого kafolikos, что значит «всеобщий») постольку, поскольку должна возвестить всем людям, к какой бы культуре они не принадлежали, Благую весть о спасении в грядущем Царстве Божьем. Римско-католическая церковь апостольская постольку, поскольку Благую весть о спасении она получила от апостолов, непосредственных учеников Иисуса (благодаря сочинениям наследников апостолов сформировалось Священное Предание, которое продолжило Откровение Евангелия); считается, что апостольская преемственность обеспечивает подлинность догматического и этического учения церкви. Главные положения её вероучения изложены в Апостольском, Никео-Цареградском и Афанасьевском Символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского (1438–1443 гг.), Тридентского (1545–1547, 1551–1552, 1562–1563 гг.) и первого Ватиканского соборов (1869–1870 гг.); обобщённая доктрина церкви изложена в «Катехизисе Католической Церкви». Слово «католический» (или «кафолический» в ином произношении), ставшее общепринятым названием для церкви, объединённой вокруг Римского престола, заимствовано из греческого языка и означает «по всему целому». Согласно толкованию «Катехизиса Католической Церкви», данный термин понимается как «вселенский» (в смысле «всеобъемлющий», «всеобщий»). Этот термин был впервые использован для описания церкви в начале II в. После раскола в 1054 г. произошло разделение церкви на католическую на Западе с центром в Риме и православную на Востоке с центром в Константинополе. После Реформации в XVI в. церковь использовала термин «католическая», чтобы отличить себя от различных протестантских групп, которые от неё отделились; название «Католическая Церковь» фигурирует в «Катехизисе Католической Церкви». Кроме того, этот термин использовался папой Павлом VI (1963–1978 гг.) при подписании шестнадцати документов второго Ватиканского собора (1962–1964 гг.). Вероучение Римско-католической церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам. Римско-католическая церковь учит, что существует один вечный Бог в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. Католическая догматика приведена в Никео-Цареградском Символе веры и подробно описаны в «Катехизисе Католической Церкви». Католическая вера провозглашает, что церковь – «это продолжающееся присутствие Иисуса на земле», учит, что спасение существует только в католической церкви, признаёт, что Святой Дух может использовать христианские общины, чтобы привести людей к спасению. Для этого Христос установил семь таинств и доверил их церкви: крещение, миропомазание, евхаристия, исповедь, елеосвящение (соборование), священство и брак.

 



 
PR-CY.ru