НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ - Страница 10

В некоторых новгородских напрестольных крестах годуновской эпохи в пропорциях и стиле композиций Распятия исследователи видят подражание московским памятникам, ориентированным, в свою очередь, на греческие образцы второй половины XVI в. В ряде напрестольных крестов годуновского времени завершения ветвей приобретают килевидную форму или форму трилистника, например, в золотом кресте новгородской работы 1599/1600 г. для Софийского собора. На новгородских крестах исследователи встречают использование крупной фигуры распятого Христа, ноги Которого находятся на уровне косого подножия, как на напрестольном кресте конца XVI – начала XVII вв. из Русского музея (21,3×12,4 см). В новгородских напрестольных крестах XVII в. ширина перекладин увеличивается, чтобы вместить крупные лицевые или орнаментальные элементы, верхняя и средняя перекладина сближаются, почти примыкая друг к другу. Серебряный позолоченный крест работы новгородского серебряника Григория Лопкова (вклад А.Б. Сназина; 1689/1690 г., Новгородский государственный объединённый музей-заповедник) имеет окончания ветвей в виде выдающихся за пределы перекладин прямоугольников с килевидными завершениями внешней стороны, которые заключают также килевидной и трёхлопастной формы киотцы для литых полуфигур. Псковские серебряники даже во второй половине XVII в. создают напрестольные кресты с украшениями в технике эмали по скани, повторяющие все основные принципы декора произведений этого типа первой половины – середины XVI в., например, напрестольный крест 1677 г. из псковской церкви во имя святых Космы и Дамиана с Примостья (29×13 см, Псковский историко-архитектурный музей). Лишь в последней четверти XVII в. в городских храмах Пскова появляются напрестольные кресты, украшенные в соответствии с московской (с большим влиянием малороссийской) традицией чеканкой, с высокими рельефными композициями и сложными очертаниями контуров, например, напрестольный крест, вложенный митрополитом Маркеллом Псковским и Изборским в кафедральный Троицкий собор (38×19 см; Псковский историко-архитектурный музей), или напрестольный крест 1685 г. из псковской церкви во имя святых Параскевы и Екатерины «с брода» (33×16 см; Псковский историко-архитектурный музей). В разных регионах православного мира отдавалось предпочтение той или иной форме напрестольных крестов. Для украинских крестов XVI–XVII вв. были характерны семиконечные очертания, возможные благодаря завершению нижнего конца в виде небольшого диска, символизирующего «место лобное». В петровское время в России начинают создавать шестиконечные напрестольные кресты в форме, близкой к Иерусалимскому кресту или подражающей западноевропейским крестам, например, с малыми крестами в окончаниях четырёхконечного креста, как напрестольный крест (служивший, как полагают исследователи, изначально благословенным) начала XVIII в. (Псковский историко-архитектурный музей, 22×12 см). К основанию нижнего рукава креста прикреплена пластина в форме развевающегося флага-хоругви с резным текстом тропаря Кресту и молитвой за Отечество, где говорится о «помощи црю нашему Петру»; исследователи полагают, что крест был создан в период Северной войны, ещё до основания Санкт-Петербурга и принятия императорского титула царём Петром Алексеевичем.

 



 
PR-CY.ru