НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ - Страница 3

В описи 1582 г. первыми среди воздвизальных крестов упоминаются именно эти кресты, а самый ранний напрестольный крест – вслед за ними. В описи 1597 г. в качестве воздвизальных и напрестольных крестов названы семь крестов, в том числе крест 1596 г., вложенный игуменом Иаковом (ныне также в Государственных музеях Московского Кремля). В Успенском соборе Коломны, кафедральном храме древней Коломенской епархии, в 1577/1578 г. на престоле лежали три креста, названные воздвизальными. Все они были в серебряных золочёных окладах, исполненных в технике скани, с камнями на горизонтальной перекладине («по рукам») и отличались друг от друга размерами. Так называемые Большой и Средний кресты имели изображения Распятия, тиснённого на металле по основе-матрице («выбито Роспятье»). Средний крест был украшен ещё и жемчугом, меньший изображения Распятия не имел. В придельном храме собора во имя Димитрия Солунского (в «Дмитрие Великом») напрестольный крест был в медном окладе. В приделе «на полатех», во имя великомученика Никиты, напрестольного креста не было. В придворном Воскресенском соборе в Коломне напрестольный крест не упомянут, однако на престоле находился сударь с изображениями Распятия в среднике и Небесных сил по каймам, на индитье (название «одежды» престола) на лицевой стороне был нашит крест из тафты, украшенный лицевыми дробницами, в его центре располагалась дробница-«плащик» с Распятием. Отсутствовал напрестольный крест и на престоле придела в честь Собора Пресвятой Богородицы. В деревянной Петропавловской церкви «за царскими хоромами» на престоле упомянут воздвизальный крест в серебряном окладе, воздвизальным же назван и напрестольный крест в Сергиевском приделе этого храма. Напрестольные кресты в других храмах Коломны, включая монастырские, были, как правило, медными. В монастырских храмах, помимо кафедрального или царского, напрестольные кресты отличались богатством материала и исполнения. В Рождественском соборе коломенского Бобренёва монастыря за Москвой-рекой напрестольный крест («воздвизальный») имел серебряный оклад («вязью») с камнями и жемчугом. В Спасском монастыре, который находился на коломенском посаде «за торгом», на престоле лежали пять крестов, из них напрестольный крест был, как полагают исследователи, самый большой («воздвизальный») в серебряном окладе с девятью камнями. Исследователи полагают, что остальные кресты в силу своей ценности или по воле ктиторов монастыря находились в алтаре на престоле и могли использоваться при различных службах. На престоле Богоявленского собора Голутвина монастыря (в первоначальном здании каменного собора Старо-Голутвина монастыря) лежали шесть крестов, среди которых воздвизальными были три креста в серебряных позолоченных окладах «вязью», с камнями и жемчугом, на двух из них были изображения: на одном – тронный образ Христа Вседержителя («Спас на престоле»), на другом – Распятие, «на верху венца Вседержитель». Остальные кресты были памятными святынями и ковчегами-мощевиками, но и они могли быть использованы в службах.

 



 
PR-CY.ru