НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ - Страница 7

Распространённым материалом для изготовления напрестольных крестов была медь с золочением. Именно в такой оклад был помещён новгородский крест 1596/1597 г. (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник) – вклад епископа Варлаама Крутицкого, как полагают исследователи, в новгородский Антониев монастырь. В редкой для XVI в. технике перегородчатой эмали был выполнен новгородский напрестольный крест для Александрова Свирского монастыря (1576 г., Русский музей); помимо Распятия, изображения Небесных сил и предстоящих в подножии креста на лицевой стороне в круглом медальоне помещён образ основателя обители и главного её молитвенника, преподобного Александра Свирского. Самый ранний древнерусский напрестольный крест – это крест-мощевик, созданный по заказу преподобной Евфросинии Полоцкой мастером Лазарем Богшей (1161 г., воссоздан; см. ст. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест). Он шестиконечный, богато украшенный. Декор напрестольного во всех элементах символичен. В местах пересечения верхней и средней перекладин с вертикальной балкой у креста были квадратные вставки, на поверхности которых смонтированы небольшие кресты, покрытые «рябинками»-эмалями, имитирующими камни (четырёхконечный – содержавший, согласно надписи, «кровь Христову», и шестиконечный – с частицей «древа Животворного»). Поверхность балки-мачты и обеих перекладин была украшена изображениями в технике перегородчатой эмали (полуфигуры Христа, Деисус, евангелисты, ангелы и святые, в том числе на обороной стороне), в промежутках были сделаны вставки-гнёзда для крупных цветных камней. На оборотной стороне верхнего четырёхугольного медальона, на пересечении верхней перекладины и ручки, была помещена миниатюрная рельефная икона Божьей Матери с Младенцем. Подобный образ шестиконечного креста с крестообразными вставками-ковчегами на лицевой стороне для частиц святынь Страстей Господних на пересечении перекладин был известен и в других землях, например, таков древнейший новгородский напрестольный крест, выполненный в окладе из золота и перегородчатой эмали (вторая половина XII – первая четверть XIII в., в Государственные музеи Московского Кремля поступил из московского Вознесенского монастыря). Его рукава покрыты пластинами, перегородчатая эмаль на которых не несёт лицевых изображений, только орнаментальные элементы – крупные медальоны-розетты в окружении узоров в виде процветшего Креста. В декор поздневизантийских драгоценных напрестольных крестов активно вводятся лицевые элементы. На напрестольном кресте императрицы Елены Драгаш из Дионисиата композиции с рельефными изображениями есть на обеих сторонах. На лицевой стороне – Распятие, на обороте – Крещение Господне. Фигуру Спасителя в Распятии крупного размера (от средней перекладины до подножия) окружают небольшие пластины с лицевыми изображениями: миниатюрная рельефная композиция «Ведение Христа на казнь» в навершии креста, в завершении средней перекладины – рельефы с полуфигурами Божьей Матери и апостола Иоанна Богослова, в завершении верхней перекладины – рельефы с молящимися архангелами. Фон Распятия гладкий, на перекладине над руками Спасителя – подпись.

 



 
PR-CY.ru