НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ - Страница 15

Греческие напрестольные кресты с поствизантийского времени представляют собой чаще всего резные деревянные кресты, с обеих сторон украшенные композициями. Как правило, резьба подобных произведений, в том числе из драгоценных пород дерева, таких как кедр, кипарис, составляла вид монастырского ремесла. Напрестольные кресты нередко помещали в оклады с дополнительными элементами в виде ручек или подножий, их могли ставить на престол, они были видны не только служащему иерею, но и молящимся за пределами алтаря при открытых царских вратах. В декоре подобных крестов наряду с эмалью, жемчугом и драгоценными или поделочными камнями использовали кораллы, символика которых была связана с Воплощением и Страстями (Кровью Христовой). Такие кресты сохранялись и в русских монастырях, например, в Троице-Сергиевой лавре (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). Формы напрестольного креста (прежде всего как, воздвизального) исследователи видят также в композициях «Воздвижение Креста Господня» в средневековом искусстве. В «Ватиканском Минологии» (первая четверть XI в.) патриарх, стоящий на фоне ниши – алтарной апсиды в окружении диаконов со свечами, поднимает перед собой шестиконечный крест, вертикальная мачта которого длиннее двух перекладин, а верхняя перекладина короче средней. На миниатюре из Евангелия (третья четверть XI в.) подобного размера крест в руках патриарха имеет две белые точки-«жемчужины» на пересечении обеих перекладин с мачтой. На миниатюре из Евангелия афонского Пантелеимонова монастыря (XII в.) иерей поднимает крест большого размера, приближающийся по пропорциям к запрестольному кресту. На фреске в притворе монастыря Высокие Дечаны (1350 г.) патриарх держит в руках крупный шестиконечный напрестольный крест в золотом или золочёном окладе, с драгоценными камнями и жемчугом, в том числе на концах, образующих тройные завершения. На иконах Воздвижения Креста Господня разных типов и размеров исследователи встречают различные виды креста. На Софийской иконе-таблетке работы новгородского мастера (конец XV в., Новгородский государственный объединённый музей-заповедник) или на оборотной стороне двухсторонней запрестольной иконы (XVI в., Новгородский государственный объединённый музей-заповедник) изображён восьмиконечный тонкий крест с веточками над главой патриарха; такой же крест исследователи видят на иконе письма Гурия Никитина (1681 г., Ярославский художественный музей). На фреске (1546/1547 г.) работы мастера Феофана Критского в кафоликоне монастыря Ставроникита на Афоне крест, стоящий на амвоне, высотой с самого архиерея. Крупный крест изображён на иконе «Воздвижение Честнаго Креста Господня», написанной 2 июля 7088 (1580) г. по заказу архимандрита Феодора (Сизова): Иерусалимский патриарх Макарий с помощью двух диаконов поддерживает восьмиконечный деревянный крест размером в свой полный рост (такой же крест повторяется в невьянской иконе и других произведениях Нового времени). В поздний период при изображении алтаря мастера писали на нём и напрестольный крест в его исторической форме, традиционной для служебных предметов той эпохи: на фреске ярославской церкви во имя пророка Илии (1680/1681 гг.) в алтарной апсиде на престоле рядом с Евангелием лежит восьмиконечный напрестольный крест с узкими ветвями (он образует центр композиции и самого алтарного пространства). В позднейшей иконописи XIX в. Распятие Господне на одноимённой иконе могло иметь вид иконописного напрестольного креста, так что образы предстоящих кресту повторялись на ветвях креста в центре и по его сторонам (икона Палехская, Художественная галерея Я. Морсинка, около 1800 г.).



 
PR-CY.ru