НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ - Страница 2

Богослужебные кресты большого размера в описи Троице-Сергиева монастыря 1641 г. названы воздвизальными, в описях XVIII в. – благословящими, в описях XIX в. – напрестольными. Лидия Алексеевна Шитова отмечает, что все термины не противоречат друг другу, а лишь уточняют форму крестов и их функцию в богослужении. Многообразие сохранившихся напрестольных крестов позволяет исследователям локализовать различные художественные варианты их декора. Напрестольных крестов на одном престоле или в одном храме могло быть несколько. В описи 1143 г. монастыря Ксилургу, «предшественника» Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, упоминаются два подобных креста: «Крест серебряный чапотный [чеканный? филигранный?] и другой крест серебряный». Создание подобных предметов церковной утвари было делом правителей, членов их семей, заботившихся о благочестии в стране. Среди ктиторов, инициаторов создания подобных крестов в Древней Руси, ставших предметами искусства, исследователи упоминают преподобную Евфросинию Полоцкую, дочь Полоцкого князя Вячеслава Брячиславича, создательницу храмов в Полоцке и служебной утвари для них (1160–1170 гг.), архиепископа Антония Новгородского (в миру посадник Добрыня Ядрейкович), по заказу которого в 1210–1212 гг. был выполнен крест для новгородского собора Святой Софии, повторяющий форму древнейших почитаемых византийских крестов (современное местонахождение исследователям неизвестно). В послемонгольское время (вторая половина XIII в.) подобные кресты, как правило, создавали государи и архиереи. По летописным памятникам исследователям известно, что некоторые князья Западной Руси, занимаясь церковным строительством, заказывали и напрестольные кресты для них. Из «Летописца» Владимира Васильковича Волынского (1289–1290 гг.) исследователям известно, что по заказу князя было сделано пять воздвизальных крестов, предназначенных для храмов в двух новых городах, для епископии Луцка, для княжеского монастыря и дворцового храма. В источниках эпохи Средневековья и синодального периода напрестольные кресты исследователи идентифицируют среди служебных крестов ещё и потому, что в них были помещены мощи как знак благодати. В старейшей описи Соловецкого монастыря 1514 г. упоминается «вздвизалнай» крест в алтаре Преображенского собора в серебряном окладе, позолоченный, с жемчугом и семью камнями. Этот крест находился в 1549 г. на том же престоле, кроме него, в храме уже было три напрестольных креста – один из тропического, привозного дерева синолой, со вставками в виде пластин с лицевыми изображениями, резанными по кости («кость рыбья зубу с праздники и Страсти»), серебряными позолоченными накладками и с камнями по углам. В описи 1570 г. старый серебряный позолоченный напрестольный крест с семью камнями по-прежнему находился на первом месте среди крестов в алтаре, где их уже насчитывалось шесть, в том числе «золотосканный» напрестольный крест с мощами (по описи 1560/1561 гг.), вложенный царём Иваном IV Васильевичем Грозным, и серебряный позолоченный напрестольный крест с мощами (по описи 1560/1561 гг.), – вклад старцев Исаака Шахова и Даниила Жданьского (оба креста ныне в Государственных музеях Московского Кремля).

 



 
PR-CY.ru