НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ - Страница 4

Исследователи полагают, что если в церковном имуществе не было собственных сосудов и крестов, как в большинстве посадских или сельских храмов, в качестве напрестольного креста использовался крест, который приносил служащий иерей или приходский староста. В описи подробно может быть представлен внешний вид напрестольного креста, если он отличался от стандартного особенностями технологии или имел лицевое изображение. В описи Свияжска даны сведения о церковном убранстве городских и монастырских храмов в новом городе в 1550–1560 гг., указан напрестольный крест («воздвизальный»), который был сделан или заказан при основателе, архимандрита Германе (Садыреве-Полеве; впоследствии святитель, архиепископ Казанский и Свияжский). Крест был из серебряных выкованных пластин («дцки»), спаянных между собой, лицевую сторону украшала черневая композиция Распятия, в нижней части «кайма» была позолочена «запариванным золотом». Свияжский крест не сохранился, однако исследователям известны подобные полые металлические напрестольные кресты с мощами; в свияжском Успенском монастыре напрестольный крест («воздвизальный») имел серебряный оклад с тиснением («выбасмян»). При описании крестов, лежавших на престоле, особо отмечали их дополнительные функции. Так, в описи от сентября 7112 (1603) г. Никольского монастыря на Лятке близ Новгорода на престоле помимо напрестольного креста упомянут «крест серебрян с мощми, что воду светят». Степень декоративности и материальной стоимости напрестольного креста зависела от того, находился храм в пределах города или монастыря. Богатейшие обители Московской Руси имели почти в каждом храме напрестольный крест в серебряном окладе. При отсутствии средств для драгоценного оклада старались создавать максимально украшенные напрестольные кресты: их оклад мог быть медным, крест расписывали красками, использовали позолоту по дереву. Самые драгоценные напрестольные кресты, согласно описи Кириллова Белозерского монастыря 1601 г., были на престолах Успенского собора: серебряный позолоченный «крест благословенный», в приделе чудотворца Кирилла Белозерского – крест «воздвизальный» деревянный (синолойный) резной в серебряном позолоченном окладе. В монастырской церкви архангела Гавриила «иже под колоколы» находился деревянный напрестольный крест («воздвизальный») с серебряным золочёным рельефом Распятия, в трапезной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы – крест «благословенный», серебряный, в сканом окладе. На остальных престолах обители были деревянные напрестольные кресты: в приделе во имя равноапостольных Константина и Елены Архангело-Гаврииловской церкви – деревянный напрестольный крест («воздвизальный»), в церкви Преображения Господня (надвратной, в прясле южной стены, выходящей к Сиверскому озеру) – деревянный золочёный и расписанный («на красках», «воздвизальный»), такой же крест был в приделе во имя Николая Чудотворца, а в приделе во имя мученицы Ирины – деревянный, «на красках», без золочения. Резные деревянные напрестольныео кресты были в надвратной церкви во имя Иоанна Лествичника, в церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Предтеченском монастыре «на горе» («благословенный»), в его приделе во имя Кирилла Белозерского.

 



 
PR-CY.ru