НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ - Страница 6

На Святой Горе сохранились напрестольные кресты и шестиконечной формы, схожие с древнейшими образцами по использованию скани как основной декоративной техники и по принципу размещения декоративных элементов (камней в кастах), например, напрестольный крест (благословенный) из Протата (конец XV – начало XVI вв., 36,2×19 см). Воздвизальные напрестольные кресты работы новгородских мастеров первой половины XVI в. напоминали древние служебные новгородские кресты (XII–XIII вв.), т.е. имели сближенные перекладины и длинную рукоять. Наряду с крупными деревянными в металлических окладах были и небольшие серебряные литые полые воздвизальные кресты-мощевики – в Свияжске в Успенском соборе (по описи 1567/1568 г.), в новгородских монастырях: в Троицком Клопском (по описи 1617 г.), в Антониевом (по описи 1696 г.). Материал окладов для напрестольных крестов в средневековой Византии ограничивался позолоченным серебром, украшенным в технике скани и дополненным жемчугом, драгоценными и полудрагоценными цветными камнями, хрусталём. Напрестольные кресты средневизантийского времени были прекрасно украшены, главной особенностью их декора была симметричность всех элементов относительно центра. Гармоничная композиция такого византийского напрестольного креста усиливала символическое значение его как вместилища частицы Крестного Древа даже в самой мелкой детали. Узоры византийской скани, её декоративные мотивы (круги, розетты) располагаются симметрично относительно крупных камней, цветных или прозрачных, символизирующих Божественную красоту и нетленность. На Святой Горе сохранились несколько византийских напрестольных крестов, среди которых наиболее замечательным с точки зрения художественной формы и техники исследователи называют крест из собора Протата в серебряном сканом окладе – прекрасный пример традиционного византийского типа украшения церковной утвари. Сканый орнамент сопровождается вставками из камней и жемчуга, сгруппированными вокруг находящейся на пересечении средней перекладины и вертикальной балки-мачты четырёхконечной рельефной пластины с изображением Распятия. Золотые напрестольные кресты чрезвычайно редкие, принадлежат к разряду царских даров (или вкладов). Золотой благословящий напрестольный крест 1599/1600 г. был создан по повелению митрополита Варлаама Новгородского. Согласно описи Троице-Сергиева монастыря 1641 г., кресты, которые использовались в качестве напрестольных, находились в ризнице. На первом месте в описи упоминаются воздвизальные кресты в золотых окладах с мощами и прежде остальных – крест с надписью о том, что его прислал «цареградской патриарх анѳилоии» (Российская государственная библиотека). Этот золотой напрестольный крест сохранился, является произведением русского серебряника, мастера Андрея Малова (первая половина XVII в., Сергиево-Посадский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; 34х16,5 см). На обороте сделана надпись о присылке «честнаго креста», которая относится к более древнему золотому наперсному кресту-мощевику с частицей Древа Животворящего Креста, Вселенских святых и Литовских мучеников; он был прислан Константинопольским патриархом Филофеем преподобному Сергию Радонежскому в 1355 г.

 



 
PR-CY.ru