НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ - Страница 11

Достаточно рано появляются на напрестольных крестах образы патрональных святых. На серебряном соловецком напрестольном кресте 1560/1561 г. на обороте в верхней части креста помещён резной образ Спасителя в изводе иконы «Спас Смоленский», с поклоняющимися преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. На золотом напрестольном кресте из Чудова монастыря 1598/1599 г. в нижней части вертикальной балки на лицевой стороне находится литая чеканная фигура святителя Алексия, митрополита Московского. Позолоченный крест работы новгородского серебряника Григория Лопкова (вклад А.Б. Сназина) помимо Распятия и фигур предстоящих Богоматери и апостола включает рельефы с образами Господа Саваофа на верхнем конце вертикальной балки-мачты и апостола Андрея, небесного покровителя вкладчика, на нижнем. На нескольких псковских напрестольных крестах в подножии Распятия представлен равноапостольный Киевский князь Владимир – на крестах из кафедрального Троицкого собора (1683 г.) и из Спасо-Елеазарова монастыря (1695 г., оба в Псковском историко-архитектурном музее, 39×18,4 см). Как правило, напрестольные кресты являются вкладными, снабжены ктиторскими надписями. Из этих надписей исследователям известны, прежде всего, даты создания памятников, имена заказчиков и вкладчиков. Исследователи отмечают, что для древнерусских напрестольных крестов характерно подробное перечисление имён святых, чьи мощи положены в крест. Такие надписи могут быть столь обширными, что занимают всю оборотную сторону, например, как на напрестольном кресте из церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в псковском Снетогорском монастыре (1603 г., Псковский историко-архитектурный музей, 36×17 см). Поскольку большинство подобных драгоценных крестов создавалось для значимых храмов – дворцовых, кафедральных, монастырских, из надписей исследователям известны также имена священноначалия, посвящения престолов. По датам создания и облику напрестольных крестов, изготовленных для храмов и монастырей после Смуты, исследователи судят, как шло восстановление церковных украшений, внешней и внутренней политики, каким образцам следовали заказчики и мастера. В 1618 г. был создан по велению властей Троице-Сергиева монастыря серебряный золочёный напрестольный крест с килевидными завершениями ветвей, покрытый рельефными изображениями по всем поверхностям ветвей. Дополнительно к композиции Распятия на лицевой стороне появляются сцены Благовещения и Оплакивания Пресвятой Богородицы. В 1622 г. по заказу царя Михаила Фёдоровича и патриарха Филарета был создан серебряный позолоченный напрестольный крест с образом Николая Чудотворца в подножии и с вкладной резной надписью, повествующей о вкладчиках и о помещении креста «в црков сретения г[оспод]а н[а]шего..., что на сенех» (36,5×19 см). Не случайно, по мнению исследователей, что этот сделанный к десятилетию правления молодого царя крест повторял формы и облик новгородского Вяжищского креста 1553 г.

 



 
PR-CY.ru