НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ - Страница 8

Поверхности перекладин, подножия и балки между лицевыми пластинами украшают орнаменты с тремя вставками из драгоценных камней. Изобразительность, символическая значимость декоративных элементов и приёмов определили выбор камней, расположенных близко к вертикальной мачте креста Распятия, они различаются оттенками цвета, от светлого до тёмно-красного, символизируя собой солнце и луну. Теме Богоявления посвящены изображения на оборотной стороне: в центре представлена рельефная фигура стоящего в воде обнажённого Христа, благословляющего правой рукой воду, у Его ног в водных струях – литая рыба. На концах верхней и средней перекладин креста – полуфигуры Предтечи, благословляющего Христа, и ангелов с покровенными руками. На миниатюрной чеканной пластинке в завершении верхней ветви креста воспроизведена композиция Богоявления, повторяющая тему рельефа с образом Христа и пластин по концам ветвей. Выбор двойного изображения Крещения Господня на оборотной стороне креста исследователи объясняют принадлежностью данного напрестольного креста монастырю, кафоликон которого был посвящён Иоанну Предтече. На кресте из Протата, созданном уже в поствизантийское время вне императорских мастерских, лицевые изображения представлены лишь на пластине небольшого размера на пересечении средней и центральной ветвей креста. Многофигурная сложная композиция с Распятием расширенного извода искусно вписана в миниатюрные рамки благодаря мастерству художника, который использовал линии симметрии как оси расположения фигур и деталей, а также варьировал размеры фигур, из которых наиболее крупными являются фигуры Спасителя и предстоящих Кресту Богоматери и апостола Иоанна Богослова. В верхние угловые сегменты квадрата помещены светила, исторгающие ветры, в нижние, под ветвями Креста и провисшими руками распятого Спасителя – все остальные фигуры: скорбящие ангелы, слетающие к Кресту, предстоящие Распятию Пресвятая Богородица и плачущий юный апостол Иоанн Богослов, воины с копьями. Для мастеров западнорусских земель в поствизантийский период характерно следование более ранним и почитаемым образцам, в том числе и в соблюдении пропорций, внешнего облика напрестольного креста. Воздвизальный крест из Смоленска 1494/1495 г. (ныне в Государственных музеях Московского Кремля, 50х21см) по форме повторяет крест Евфросинии Полоцкой. Он также щедро покрыт цветными крупными камнями, а вместо эмалевых полуфигур и гравировок украшен лицевыми рельефами в крупных круглых медальонах: в центре пересечения вертикальной балки с верхней – с полуфигурой крылатого Иоанна Предтечи и в центре другого «перекрёстка»  – с Распятием. Русские напрестольные кресты позднего Средневековья имеют восьмиконечную форму с традиционными прямоугольными окончаниями ветвей. Средняя перекладина значительно длиннее верхней (титулуса), нижняя перекладина, которая является видоизменённой формой византийского подножия креста, – косая и направлена слева направо сверху вниз. Подобная форма столь типична для русских напрестольных крестов, что её как разновидность называют «русский крест».

 



 
PR-CY.ru