МЕЛЕТИЙ, Смотрицкий Максим Герасимович - Страница 10

21 августа 1627 г. Мелетий написал длинное письмо патриарху Кириллу Лукарису с просьбой разъяснить учение православной церкви (копия письма на латыни была отправлена в Рим). Позже письмо на польском языке было присоединено к сочинениям Мелетия «Паренезис...» и «Апология...». 6 июля 1627 г. в Дубно митрополит Иосиф Рутский тайно совершил церемонию присоединения Мелетия к унии, о чём он информировал Урбана VIII письмом от 10 июля 1627 г. В переписке кардинал Людовико Лудовизи с князем Александром Заславским сообщалось, что Мелетий принял католическое «Исповедание веры». Немногочисленные письма Мелетия того времени показывают исследователям, что он находился в тесных отношениях с митрополитом Иосифом Рутским, который исполнял роль цензора его сочинений. Оставаясь действующим православным иерархом, Мелетий должен был убедить православных епископов Речи Посполитой согласиться на новую унию, что должно было привести к созданию автономного патриархата в Речи Посполитой с признанием верховенства папы Римского. Контакты Мелетия с униатским митрополитом возбудили подозрения у православных. В начале сентября 1627 г. на Соборе в Киеве митрополит Иов (Борецкий) и архимандрит Пётр (Могила) предложили Мелетию представить на рассмотрение «Катехизис», с которым он ездил на Восток. Архиепископ согласился, но попросил издать раньше «Рассуждения о шести расхождениях» в догматике между католической и православной церквами. В апреле 1628 г. на собрании в Городке на Волыни Мелетий имел возможность в общих чертах изложить перед православными свои «Рассуждения…», считая расхождения между церквами несущественными и не представляющими угрозу объединению «Руси с Русью». Существует мнение, что тогда Иов (Борецкий) и Пётр (Могила), лидеры киевского православия, находили рассуждения Мелетия убедительными и были даже близки к признанию примата папы Римского. Было решено созвать в Киеве ещё один Собор с широким представительством духовенства и светских людей. Мелетию поручалось сделать на Соборе основательный доклад о догматических расхождениях между православием и католицизмом. «Рассуждения...» были изданы в 1628 г. во Львове на польском языке – «Размышление, или Обсуждение шести различий между Церквами Восточной и Западной, возникших в вопросах веры». Речь в сочинении идёт о догмате Филиокве, о хлебе для причащения, о чистилище, об окончательности или о временности пребывания в аду грешников, о примате папы Римского, о причащении мирян под одним или двумя видами. Это сочинение также издавалось как приложение в составе книги «Апология...». Вернувшись в Дермань, Мелетий написал большое сочинение «Апология паломничества в страны восточные, мною, архиепископом Полоцким, епископом Витебским и Мстиславским, архимандритом виленским и дерманским, в годах 1623 и 1624 совершенного, от фальшивой братии словесно и письменно искаженного, к превеликому русскому народу обоих сословий, духовного и светского, собранная и поданная. Года 1628, августа 25, в монастыре Дерманском». Автор сделал две копии: для митрополита Иова (Борецкого) и для архимандрита Петра (Могилы). Ещё одну рукопись Мелетий послал в Краков Кассиану Саковичу для публикации на польском языке, труд вышел в 1628 г. во Львове.

 



 
PR-CY.ru