МЕЛЕТИЙ, Смотрицкий Максим Герасимович - Страница 6

Публицист был возмущён преследованиями униатами православных, т.к. и те и другие происходят от «одного отца и одной матери, члены одного тела». Во втором издании «Верификации...» есть утверждение: «Не вера русина русином, поляка поляком, литвина литвином делает, но происхождение и кровь русская, польская и литовская». Понятие «русская кровь» дополняется сыновним отношением к Восточной церкви и общей Отчизне. Полемист пишет, что «народ русский» терпит от «братьев, которых одна Отчизна, одна и та же русская кровь и Церковь породили». Мелетий сожалел о том, что в условиях раскола ни униатская церковь, ни православная церковь не могут просвещать и воспитывать свою паству, которая уклоняется в ереси или переходит в католицизм. В 1621 г. вышла книги «Доказательство невиновности и против ошибочных, по всей Литве и Белой Руси рассеянных, изменивших жизнь и достоинство всего народа русского и ведущих его к упадку новостей...». Книга имела два издания в 1621 г.: 5 апреля и 16 июня (дополненное). Мелетий опровергал обвинения в самозванчестве и шпионаже, оправдывал деятельность патриарха Феофана и доказывал каноничность совершённых последним в 1620–1621 гг. архиерейских хиротоний. Привёл текст сопроводительной грамоты Константинопольского патриарха Тимофея II, которой руководствовался Феофан, ссылался на ряд юридических актов, регламентировавших деятельность православной церкви в Речи Посполитой начиная с 1586 г. Защищая новорукоположённых православных архиереев, Мелетий подчёркивал, что они не претендуют на владения униатских епископов, закреплённые за ними королём. Мелетий приводил примеры преследований православных, в частности, упоминал об аресте в Лазареву субботу 1621 г. группы виленских мещан (речь идёт о погроме православных в Вильно). Ответом униатов на это сочинение стали анонимный труд «Двойная вина» (1621 г.), который приписывается Льву Кревзе или митрополиту Рутскому, и сочинение базилианина Тимофея Симоновича «Попытка Оправдания ошибочного». После второго издания «Верификации...» униаты опубликовали «Письмо к монахам виленского монастыря церкви Святого Духа». Письмо подписали шляхтичи-униаты Я. Скумин-Тышкевич, А. Хрептович, Н. Тризна и Ю. Мелешко. В том же 1621 г. была издана написанная Мелетием «Оборона Оправдания, чистого от оскорблений величия его милости короля, сохраняющего честь и репутацию достойных людей, духовных и светских, и сочинением под названием «Двойная вина», общиной церкви Святой Троицы изданным, обвинённого в нанесении оскорблений величию его милости короля, чести и репутации достойных людей, духовных и светских. Издано монахами виленского монастыря церкви Святого Духа в Вильно... 1621 г.». Полемика в этом сочинении не выходит за круг вопросов, которые поднимались в «Верификации...». Рассматривая королевское право «подаванья» церковных должностей, публицист отрицает право светской власти вмешиваться в избрание церковных иерархов. Ссылкой на 28-й канон Халкидонского Собора Мелетий обосновывает власть Константинопольского патриарха по отношению к Западнорусской митрополии. Автор отрицает собственную вину в обострении напряжения в Речи Посполитой, в том числе в приписываемом ему подстрекательстве к убийству Иосафата Кунцевича.

 



 
PR-CY.ru