МЕЛЕТИЙ, Смотрицкий Максим Герасимович - Страница 8

В 1623 г. Мелетий опубликовал сочинение «Прошение к светлейшему и ясновельможному великой Короны Польской и Великого княжества Литовского обоих станов, духовных и светских, сенату, в году нынешнем 1623 в Варшаву на сейм вальный прибывшего. От жителей земель коронных и Великого княжества Литовского всех в целом и каждого отдельно: люди принадлежности шляхетской, религии старинной греческой, послушания восточного». «Супликация...» была написана в форме обращения к сенату накануне Варшавского сейма 1623 г. Сочинение, содержащее апологию православной иерархии, имело целью убедить сейм в необходимости незамедлительного признания православной церкви. Автор защищает идею политической свободы «русского народа». В 1622 г. Мелетий был участником сейма в Варшаве, который не сумел ослабить конфессиональное противостояние. Весной 1623 г. вместе с митрополитом Иовом (Борецким) Мелетий принял участие в заседаниях следующего сейма. На этом сейме состоялась первая встреча Иова (Борецкого) и Мелетия с униатскими иерархами по вопросу о соединении церквей. Переговоры были продолжены в Киеве в конце 1623 г., когда обсуждался проект образования особого Русского патриархата. Как показывает письмо Мелетия протоиерею Андрею Мужиловскому от ноября 1623 г., Полоцкий архиепископ горячо воспринял такую инициативу, очевидно увидев в этом выход из кризиса. В 1621–1623 гг. униаты утверждали, что Мелетий, став монахом, был очень близок к переходу в унию. Униатские авторы (особенно Иоанн Мороховский) пытались убедить общественность в том, что Мелетий якобы жалел о написании «Треноса...». Тот в своих сочинениях отвечал, что он, ведя беседы с униатами, руководствовался только стремлением к объединению православной и униатской Руси, а также писал, что не жалеет о написании «Треноса...». Летом 1623 г. Мелетий переживал кризис, вызванный осознанием тщетности усилий по борьбе с унией. Кроме того, после убийства осенью того же года Иосафата Кунцевича репрессии против православных ужесточились. Мелетий был обвинён в причастности к организации убийства: якобы своими распоряжениями он подстрекал православных Витебска оказывать сопротивление Иосафату Кунцевичу. Мелетий уехал в Киев для консультаций с митрополитом Иовом (Борецким) и киево-печерским архимандритом Захарией (Копыстенским). Получив поддержку и ряд поручений, Мелетий летом 1623 г. (или весной 1624 г.) отправился в паломничество на православный Восток. Полоцкой епархией во время его отсутствия управлял архимандрит Иосиф (Бобрикович). После Константинополя, где Мелетий жил до августа 1624 г., он посетил Иерусалим и Вифлеем. Мелетий находился на Святой земле до Пасхи 1625 г., после чего отправился на родину. Цель поездки Мелетия на Восток обсуждалась его современниками. Мелетий утверждал, что поехал к Константинопольскому патриарху по благословению иерархов Киевской митрополии для рассмотрения написанного им в 1621–1623 гг. «Катехизиса». Однако в трудах Кирилла Лукариса и в сочинениях других греческих богословов он отыскал кальвинистские и другие еретические элементы и потому не решился представить свою работу. («Катехизис» Мелетия не сохранился. Исследователи полагают, что автор неоднократно его перерабатывал.

 



 
PR-CY.ru