МАКАРИЙ - Страница 10

По сведениям «Царственной книги» (десятого тома «Лицевого летописного свода» 1560–1570 гг.), в них участвовали и приглашённые митрополитом бояре, «которые в опале были», так что соответствующее решение было принято от имени «всех бояр» («Полное собрание русских летописей», том 13). 16 января 1547 г. в московском Успенском соборе Макарий венчал Ивана IV Васильевича царским венцом. Это событие стало важным итогом развития национального самосознания и российской государственности. Вместе с царским титулом государь воспринял регалии и прерогативы византийских императоров, благодаря чему Российское царство становилось центром православного мира. При венчании митрополит произнёс молитву, в которой выражалась надежда на победу над «варварскими языки» (имелось в виду, прежде всего, очевидно, Казанское ханство), на то, что царь будет «опасным хранителем» церкви, а также просьба о том, чтобы у царя было «еже к послушным милостивое око», «да судит люди твоя правдою и нищих твоих судом спасет» («Полное собрание русских летописей», том 13). После венчания Макарий обратился к Ивану IV Васильевичу со святительским поучением, в котором, в частности, говорилось: «Бояр же своих и вельмож жалуй и бреги по их отечеству и ко всем же князем и княжатам, и детем боярским, и к всему христолюбивому воинству буди приступен и милостив и приветен, по царьскому своему сану и чину». 3 февраля 1547 г. в московском Успенском соборе Макарий совершил венчание царя Ивана IV Васильевича с Анастасией Романовной, дочерью окольничего Романа Юрьевича Захарьина. Митрополит произнёс поучение новобрачным, в котором помимо библейских примеров о супружеской жизни содержались те же идеи, что и в его речи при венчании Ивана IV Васильевича на царство («Полное собрание русских летописей», том 13). Во время случившегося в том же году 21 июня большого московского пожара в Кремле сгорели митрополичий двор и Чудов монастырь. Митрополита вывели из Успенского собора, где он служил молебны, «на тайник (к Тайницкой башне Кремля) к реке к Москве. И тамо ему бысть дымный дух тяжек и жар велик, и за невьзможение от жару и от дымнаго духу начаша его с тайника спущати, обязав ужищем, на възрубъ к реке Москве; и перервася ужище, и разбися митрополит и едва отдыха, и отвезоша его в его монастырь на Новое (Новинский в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм монастырь на Пресне) еле жива» («Полное собрание русских летописей», том 13, том 20, том 29). К больному митрополиту в Новинский монастырь, по сообщению «Постниковского летописца», «князь великий и со всеми бояры к нему на думу приежщал» («Полное собрание русских летописей», том 34). 21 июня 1548 г., в годовщину большого московского пожара, по благословению (и, по-видимому, по инициативе) Макария был издан царский указ, предписывающий творить в этот день «общую память» – вселенские панихиды о всех почивших православных христианах. Этот указ сохранился в составе синодиков («Акты археологической экспедиции», том 1). В феврале 1547 г. и в 1549 г. Макарием были созваны два Собора, получившие в историографии название «канонизационные». Их итоги отражены в нескольких грамотах Макария – в Новгород от 2 февраля 1547 г., в Вологду и на Белоозеро от 26 февраля 1547 г. («Акты археологической экспедиции», том 1; копия XVI в. – Российская государственная библиотека), в Троице-Сергиев монастырь.

 



 
PR-CY.ru