МАКАРИЙ - Страница 35

К числу прижизненных исследователи долгое время относили изображение в алтаре Успенского собора Свияжского монастыря на фреске «Да молчит всяка плоть человеческая...» на правом откосе алтарной арки. Однако деталь этой композиции представляет собирательный образ архиерея-предстоятеля православной церкви, являясь парным «портретом»-типом с образом православного царя; росписи исследователи датируют рубежом XVI и XVII вв. или около 1605 г. В некоторых иконописных подлинниках не старше XVIII в. есть указание на особенности изображения Макария: «Подобием сед, брада Григория Богослова, власы с ушей свились, в шапке, амфор и Евангелие, сак лазорь» (Библиотека Академии Наук); «сед, брада аки у Григория Богослова, власы с ушей, в шапке и в саккосе лазорь, амфор и Евангелие» (Российская национальная библиотека, под 31 декабря, день успения святителя). В русском искусстве XIX в. фигура Макария есть в произведениях исторического жанра: среди просветителей на юго-западной стороне горельефного фриза на памятнике, посвящённом 1000-летию России в новгородском Детинце (1862 г., архитектор Виктор Александрович Гартман, скульпторы Михаил Осипович Микешин, Иван Николаевич Шредер); на картине академика Адольфа Иосифовича Шарлеманя «Речь царя Иоанна IV на Лобном месте перед созывом Земского собора 1550 г.», с которой была выполнена гравюра на стали Фридриха Арнольда Брокгауза (1880–1890 гг. для цикла «Русская галерея: Сцены из русской истории»), где Макарий, в клобуке и фелони, с панагией и наперсным крестом, по правую руку от царя; левой рукой опирается на посох, а правую поднимает, чтобы благословить царя («Царь Иоанн Грозный». 1904 г.). После общецерковного прославления в 1988 г. стали появляться новые иконные изображения Макария в различных техниках (икона, мозаика, литьё, шитьё); также в произведениях исторических живописцев. Святой изображается старцем, в митрополичьем саккосе, шапке, с недлинной седой бородой из двух прядей, с волосами, прикрывающими наполовину уши; он держит Евангелие обеими руками или благословляет правой, а кодекс держит на левой руке. В стиле житийных икон первых московских чудотворцев Петра и Алексия работы мастера Дионисия создан житийный образ Макария. Святого изображают в чине Московских святителей как в расширенном составе, так и в поклонении иконам, например, чудотворной Владимирской иконе Божьей Матери, а также в чине святых иконописцев на полях икон Божьей Матери. Как молитвенника за Москву его фигуру помещают на фоне ландшафта с узнаваемыми архитектурными сооружениями, например, на фоне Московского Кремля.



 
PR-CY.ru