МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ - Страница 4

Считается, что Житие Иоанникия наиболее глубоко и развёрнуто излагает учение Максима Кавсокаливита и характеризуется тонким подходом к сложным темам исихастской духовности. Как пишет монах Патапий Кавсокаливит, это «выдающийся агиографический текст, [принадлежащий] исихастской книжности…, [он] источает аромат вечного безмолвия афонской пустыни». Иеромонах Иоанникий Кохила создал самобытное произведение, снабжённое экскурсами, которые разъясняют духовный смысл тех или иных подвигов Максима Кавсокаливита не искушённым в аскетике читателям (впоследствии эти тексты переписывали в качестве небольших аскетических трактатов, наподобие упомянутой выше беседы Максима Кавсокаливита и преподобного Григория Синаита). Житие Иоанникия сохранилось в нескольких списках, самый ранний датируется серединой XV в., а самые поздние были созданы уже в XX в. Франсуа Алькен относил создание кодекса также к XV в., но эта датировку исследователи считают ошибочной: его писцом является монах Дионисий Кавсокаливит из Патр, живший в XVIII в. Исследователи отмечают, что текст беседы Максима Кавсокаливита и преподобного Григория Синаита в Житии Иоанникия довольно близок к тексту Жития Феофана, однако в рукописной традиции он нередко восходит к Житию Иоанникия. Иеромонах Иоанникий Кохила подвизался в Великой Лавре на Афоне (в рукописи он ошибочно назван Иоанном). Сведений о нём почти не сохранилось. В «Проскинитарии святой Лавры», написанном проигуменом Макарием Тригонисом, об Иоанникии Кохиле говорится как о «просиявшем в святой Лавре» святом и составителе Жития Максима Кавсокаливита. Его память празднуется в Соборе всех преподобных Великой Лавры, во второе воскресенье после дня памяти преподобного Афанасия Афонского (5 июля). Об Иоанникии Кохиле упоминается во втором тропаре четвёртой песни канона Собору всех преподобных Великой Лавры, составленного современным гимнографом монахом Герасимом Мкраяннанитом. Наиболее ранним из парафраз Жития Феофана исследователи называют составленную иеромонахом Дионисием, которого отождествляют с преподобным Дионисием Ритором (ум. в 1606 или 1609 г.) или иеромонахом Дионисием Загореем. Сохранилось 11 кодексов, содержащих этот текст. Издание осуществлено монахом Патапием Кавсокаливитом. Ещё одна парафраза Жития Феофана была создана в XVIII в. преподобным Никодимом Святогорцем (ум. в 1809 г.). Жития Феофана передано в этом тексте с некоторыми сокращениями. Текст был опубликован в 1803 г. в Венеции в составе сборника «Новый Эклогион» (современный русский перевод: «Новый Эклогион: Избранные жития святых, пересказанные преподобным Никодимом Святогорцем». Псков, 2008 г.). Беседа была опубликована в греческом «Добротолюбии» в ином переводе. Третья парафраза Жития Феофана принадлежит перу монаха Иакова Неаскитиота, афонского книжника XIX в. (её текст не издан). Исследователям известна также неопубликованная парафраза Жития Иоанникия, сохранившаяся в единственной рукописи афонского монастыря Ксенофонт (XVIII в.).

 



 
PR-CY.ru