МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ - Страница 2

По мнению исследователей, это сочинение не получило особого распространения в среде византийского и поствизантийского монашества (сохранилось в единственной рукописи). Предварительный вариант другого, до недавнего времени остававшегося неизданным Жития, написанного иеромонахом Иоанникием Кохилой, был издан монахом Патапием Кавсокаливитом. Несмотря на то что Франсуа Алькен выделил Жития, составленные преподобным Нифонтом и святителем Феофаном Перифеорийским как наиболее оригинальные, исследователи отмечают, что все четыре агиографических текста, посвящённых Максиму Кавсокаливиту, тесно связаны друг с другом и отличаются, в основном, способами подачи приводимого в них биографического материала. Антонио Риго указывает, что Жития Максима Кавсокаливита важны не только как источник данных о биографии святого, они содержат многочисленные ценные свидетельства о повседневной жизни афонских монахов середины XIV в., особенно связанных с Великой Лаврой и её окрестностями. Житие, составленное преподобным Нифонтом между 1375 и 1380 гг., написано близким учеником Максима Кавсокаливита, унаследовавшим его каливу. Преподобный Нифонт (около 1315 – 1411 гг.) был впоследствии прославлен в лике святых (память в Греческой церкви 14 июня), посвящённое ему Житие также было издано Франсуа Алькеном. Исследователи отмечают, что Житие преподобного Нифонта содержит немного биографических данных о святом и, скорее, представляет собой сборник повествований о чудесах Максима Кавсокаливита (около 50) и его пророчествах. Исследователи отмечают, что язык Жития Нифонта очень отличается от языка, характерного для агиографической письменности XIV в., насыщен разного рода неправильностями, причём нередко исследователи встречают конструкции и формы, типичные для новогреческого языка (Франсуа Алькен даже назвал его варварским). Определённые языковые аномалии имеют место в богослужебных текстах, составленных преподобным Нифонтом в память о своём учителе. В Жития Нифонта исследователи далеко не всегда могут отделить истории, очевидцем которых был автор, от тех, что рассказаны им с чужих слов. Вначале он старался представить устные рассказы в более традиционной форме, но затем отказался от литературной обработки. Во вступлении к Житию преподобный Нифонт говорит о том, что взялся за повествование, превосходящее его силы, «пылая божественной ревностью», но надеется, что какой-либо «разумный книжник из боголюбивых» составит впоследствии на основе собранных им материалов более совершенный текст (Житие Нифонта содержится в трёх афонских рукописях XVII–XX вв.). Житие, составленное святителем Феофаном Перифеорийским после 1381 г., получило наибольшее распространение.

 



 
PR-CY.ru