МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ - Страница 3

Его автор, проигумен афонского монастыря Ватопед Феофан, с 1350 г. – митрополит Перифеорийский (в 2000 г. был причислен к лику святых). Это Житие пользовалось большой популярностью в монашеской среде и, по мнению исследователей, достаточно быстро вытеснило Житие Нифонта из обихода. Его текст содержится в составе рукописей, которые хранятся ныне как на Афоне, так и за его пределами. Исследователи отмечают, что Житие Феофана гораздо полнее, чем Житие Нифонта, и его уровень в литературном отношении выше, чем уровень Жития Нифонта. Именно в Житии Феофана впервые появилась запись беседы двух преподобных, Максима Кавсокаливита и Григория Синаита, оставивших яркий след в истории афонского исихазма XIV столетия. Значение данной беседы было очень велико, её текст впоследствии неоднократно переписывался отдельно от Жития, а в XVIII в. в новогреческом пересказе вошёл в состав «Добротолюбия». Автор одного из поздних Житий Максима Кавсокаливита, иеромонах Иоанникий Кохила, включил в Житие эту беседу, основываясь на Житии Феофана, но он не знал имени составителя этого произведения. Исследователи отмечают, что святитель Феофан Перифеорийский при передаче прямой речи зачастую сохранил не присущие литературному языку обороты, следуя в этом преподобному Нифонту. В Житии Феофана к рассказам о чудесах из Жития Нифонта он добавил два новых. Исследователям известны три парафразы Жития Феофана, что также свидетельствует о его распространённости и значимости. Житие, составленное преподобным Макарием Макрисом между около 1409 г. и концом 1421 – началом 1422 гг., когда он подвизался на Афоне в монастыре Ватопед, основано на Житии Феофана. Преподобный Макарий Макрис привёл лишь краткий пересказ беседы Максима Кавсокаливита и преподобного Григория Синаита, при этом агиограф осведомлён о том, кто именно являлся автором Жития Феофана. Житие написано характерным для преподобного Макария Макриса нарочито усложнённым стилем. Житие Макриса содержится лишь в одной рукописи. Исследователи отмечают, что приведённые монахом Патапием Кавсокаливитом ещё четыре кодекса (один рукописный и три машинописных) представляют собой список с указанной венецианской рукописи и копии последнего. Житие, составленное иеромонахом Иоанникием Кохилой, датируется началом XV в. (по мнению монаха Патапия Кавсокаливита) или около 1450 г. Оно основано на Жития Феофана и почти не содержит сведений, отсутствующих в нём. Несмотря на это, современные насельники Святой Горы рассматривают Житие Иоанникия как наиболее выдающееся из четырёх посвящённых Максиму Кавсокаливиту агиографических сочинений с аскетической точки зрения.

 



 
PR-CY.ru