МАКАРИЙ, Иванов Михаил Николаевич - Страница 10

Поясное изображение, исполненное маслом на картоне-паспарту, заключено в овал с золочёной рамкой из тиснёной фольги. Святой представлен вполоборота влево на тёмном фоне, на груди – два креста, правая рука лежит на рукояти посоха, в левой – чётки. В отличие от описанных портретов у него более худощавое лицо с полностью седой раздвоенной бородой, вьющиеся пряди волос спускаются на плечи (в сделанной карандашом подписи Макарий ошибочно назван схиархимандритом). По сведениям жизнеописания, Макарий позволил сфотографировать себя только в 1858 г. Ещё в 1842 г. просившим его о портрете он говорил, «что они получат оный за год до его кончины». Эстампы, отпечатанные на основе фотоснимка, быстро распространились среди почитателей старца. На литографии, созданной, очевидно, между 1858 г. и серединой 1860 гг. (Исторический музей, Российская государственная библиотека), Макарий изображён вполоборота влево, в полном монашеском облачении, с двумя крестами на груди, правой рукой опирается на посох, левой перебирает чётки. Профессионально исполненный рисунок отражает характерные особенности внешности Макария: неправильные черты лица, крупный широкий нос, небольшие, слегка асимметрично посаженные глаза, густая окладистая борода с мелкими вьющимися прядями, отдельные волнистые локоны седых волос, ниспадающие по плечам на мантию. В литографиях Троице-Сергиевой лавры в 1865 и 1868 гг. отпечатаны ростовой и поколенный тоновые варианты такого же по типу портрета (вплоть до сходства в рисунке складок мантии и прядей волос), чётки преподобного спускаются до колен (экземпляры эстампа в Российской государственной библиотеке). На групповом литографированном портрете конца 1850 – начала 1860 гг., изготовленном в мастерской Пьера-Жана Поля-Пети по рисунку Петра Фёдоровича Бореля, Макарий показан вместе с преподобными Антонием (Путиловым) и Моисеем (Путиловым). Он сидит справа в рясе и клобуке, немного сдвинутом к затылку, на груди наперсный и наградной кресты, ладонь правой руки лежит на колене, в левой – чётки. Лик подвижника измождённый, открытый лоб пронизан глубокими морщинами, седые волосы и борода средней длины. Макарий изображён в числе схимников на эстампе «Оптина пустынь – почившие настоятели и старцы» мастерской Ефима Ивановича Фесенко в Одессе с разрешением московской цензуры от 17 декабря 1915 г. (Российская государственная библиотека). В братской трапезной (построена в 1858 г.) Оптиной пустыни на западной стене между дверью и окном располагалось ростовое изображение Макария вместе с его духовным наставником и другом преподобным Львом Оптинским, выполненное живописцем Василием Петровичем Петровым.

 



 
PR-CY.ru