МАКАРИЙ, Иванов Михаил Николаевич - Страница 9

Исследователям известно несколько живописных и графических портретов Макария, соответствующих описанию его облика: «Волосы на голове и бороде имел он недлинные и седые, бороду окладистую… Лицо белое и чистое, ничем, впрочем, с первого взгляда не поражающее и по недостатку в глазах несколько неправильное, даже, по обыкновенным понятиям о красоте физической, вовсе некрасивое, притом с печатью постоянного самоуглубления, следовательно, на вид более строгое, чем ласковое». Наиболее ранний и значительный по размеру портрет датируется 1848 г. (в 1970 гг. передан из Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры в Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Исследователи полагают, что он был выполнен в Оптиной пустыни, согласно надписи на обороте холста: «…15го феврал. С натуры писалъ Алексей Копье[в]». Преподобный изображён по пояс, вполоборота вправо, в чёрной монашеской мантии и клобуке; в правой, почти скрытой под мантией руке держит книгу, в левой – чётки. Исследователи полагают, что два креста на груди дописаны позднее: наперсный золотой получен Макарием в 1854 г., наградной – в 1857 г. в память Крымской войны. Художник создал образ строгого, самоуглублённого подвижника; у Макария крупные черты лица с морщинами на переносице, относительно небольшая борода со значительной проседью. Фон резко высветляется справа по контуру фигуры. Аналогичный по иконографии и колориту небольшой портрет старца середины XIX в., где он изображён без крестов, находится в Центральном историческом музее. В собрании Оптиной пустыни сохранились два близких по исполнению живописных портрета Макария кисти оптинского иеромонаха Гавриила (Спасского), которые немного отличаются оттенками колорита (Российская государственная библиотека). Одно из изображений (1854 г.) имеет на обороте автограф живописца: «Сей Портретъ Почтеннѣйшаго Старца Iеромонаха Макарiя, писанный 1854го года Ноября 28го дня Усердствую я Многогрѣшный Iером. Гаврiилъ на память Достопочтеннѣйшему Батюшкѣ - Отцу Игумену Антонiю» (т.е. портрет был подарен преподобному Антонию (Путилову)). Работы иеромонаха Гавриила схожи с портретом художника А. Копьева по композиции, иконографии и приёмам исполнения (написание жеста руки с чётками, лика и бороды, фона с падающей тенью), но на старце только один, недавно полученный золотой наперсный крест; правая рука не показана, взор обращён к зрителю. К другому иконографическому типу принадлежит камерный портрет Макария третьей четверти XIX в. из оптинского собрания (Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru