МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ - Страница 10

Исследователи отмечают, что изображение Марии Египетской выбивается из традиционного ряда образов преподобных жён, отражая, согласно Житию, её подвиг отшельничества. Иконография её образа ближе к образам святых мужей-анахоретов, например, преподобных Макария Великого и Онуфрия Великого, по крайней мере, в изображениях Марии Египетской теми же средствами, что и у них, подчёркнута предельная степень удаления от мира ради Христа: истощённое тело, неприкрытая или не полностью скрытая плащом нагота, всклокоченные волосы. Но в отличие от образов преподобных отцов-пустынников образ Марии Египетской наделён большей экспрессией, специфически переданной в каждой из характеристик, физической или духовной. Так, особенно в сценах, где фигура святой представлена в развороте, видны сочленения её позвоночника, рёбра, которые не скрывает превратившаяся в пергамен кожа; на некоторых изображениях тело Марии Египетской покрыто редкой шерстью (как, например, на фреске церкви Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в Пече, Сербия, до 1337 г.), а позвоночник иногда напоминает звериный хребет (как, например, на фреске церкви святителя Германа в монастыре Зрзе, 1368–1369 гг.). Святую изображают в преклонных летах, однако возрастная характеристика стёрта аскезой – прорезающие лицо морщины лишь подчёркивают измождённость отшельницы. В лике Марии Египетской нет даже намёка на благообразность, черты неправильные, нередко искажённые, несмотря на то что монах или монахиня, как это засвидетельствовано в чинопоследовании пострига, стремится уподобиться ангельскому образу. При этом облик Марии Египетской воспринимается как преображённый – выдубленная зноем кожа приобрела тёмный цвет, плоть иссушена постом, что уподобляет вид её тела святым мощам, а в чертах запечатлена одухотворённость в предчувствии сопричастности Христу. На данную устойчивую трактовку образа святой повлияло, прежде всего, выделение в почитании Марии Египетской её покаянного пути – причастившись Святых Таин в его начале, она приняла Святые Дары после его завершения. Поэтому в иконографии святой особое место занимает ставшая самостоятельной и подменившая собой единоличные образы (в том числе в минейных циклах) сцена причащения Марии Египетской преподобным Зосимой Палестинским. Одно из ранних изображений Марии Египетской сохранилось на фресках атриума (так называемая капелла преподобного Антония Великого) в церкви Санта-Мария-Антиква на Римском форуме (после 850 г.). В центральной части северо-западной стены среди разграниченных рамками сцен, согласно атрибуции Йозефа Вильперта, представлены отдельно изображения Марии Египетской (с нимбом) и преподобного Зосимы (без нимба). Оба показаны фронтально, по пояс. Голова преподобной не покрыта, рыжеватые волосы лежат двумя прядями на плечах, гиматий перекинут через левое плечо, правая рука отведена в сторону в жесте орации (изображение левой утрачено). Преподобный Зосима представлен в тёмных монашеских одеждах, объёмный куколь оставляет открытой узкую полосу лица, при этом акцентирована кисть правой руки, в которой святой большим и указательным пальцами удерживает частицу евхаристического хлеба, в скрытой мантией левой руке угадывается форма дарохранительницы.

 



 
PR-CY.ru