МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ - Страница 11

Если предположение Йозефа Вильперта об изображении здесь преподобного Зосимы с частицей Святого Хлеба считать верным, то в центре Санта-Мария-Антиква представлено самое раннее и редкое в данном изводе изображение сцены причащения. Учёный также обратил внимание на размещение фрески над погребальной локулой монаха, связав с тем, что перед смертью отшельница причастилась и повторила благодарственные слова Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши...», т.е. уже на начальном этапе формирования иконографии Марии Египетской существовала связь образа святой не только с темой покаяния и причастия, но и с темой праведной кончины (эта традиция сохранилась и в более поздних памятниках – изображения Марии Египетской располагались рядом с погребениями в притворах храмов или в погребальных капеллах, например, в Джанавар-килисе, Каппадокия (XIII или XV–XVI вв.). О почитании святой в Риме в тот же период свидетельствует фреска в церкви Санта-Мария-Эджициака (между 872 и 882 гг.; с данным посвящением упоминается с XV в.), где помимо изображения причащения Марии Египетской находился житийный цикл святой из четырёх сцен, из которых различима лишь композиция с изображением встречи преподобного Зосимы с Марией Египетской: фигуры разделены потоком реки Иордан, преподобный Зосима, в куколе, с параманом, в препоясанном хитоне, молитвенно воздев руки (орант), обращён к Марии Египетской, святая стоит спиной к нему, скрывая наготу, но обернулась, её светлые короткие волосы растрепались. Наибольшее число изображений святой в сцене её причащения представлено в живописной декорации храмов Византии и её ареала. Закрепление этой иконографической схемы приходится на X в. Преподобный Зосима и Мария Египетская представлены стоящими друг против друга в повороте на три четверти: он – в полном монашеском облачении, с непокрытой головой (куколь на плечах), она – в перекинутом через плечо гиматии, не скрывающем ноги и оставляющем открытым другое плечо; в правой руке преподобного Зосимы лжица, которую он подносит к устам отшельницы, в левой – дарохранительница или причастная чаша, руки Марии Египетской обычно молитвенно протянуты к Святым Дарам или (реже) крестообразно сложены на груди. Анализ содержательного генезиса композиции причащения Марии Египетской преподобным Зосимой как важного элемента программы декора византийских храмов IX – первой половины XV вв. показал исследователям, что в македонскую эпоху (X – середина XI вв.) получили оформление основные темы в трактовке этого сюжета, «евхаристическая, монашеская, покаянная, тема праведной кончины и ответа на Страшном Суде»; в XII в. композиция занимает зону вимы; в конце XII – XIV вв. – западной части храма, раскрывая евхаристическую тематику во взаимосвязи с другими изображениями (в памятниках конца XII – начала XIII вв.); в XIV–XV вв. – в монашеских циклах в качестве назидательного примера аскетического делания (в том числе в поздневизантийских памятниках). Размещение сцены причащения Марии Египетской в восточной зоне храма обусловило её включение в литургическую программу росписи. Так, в Каппадокии в Новой Токалы-килисе в Гёреме (950 г. – начало 960 гг.) сюжет причащения Марии Египетской в алтаре совмещает евхаристическую («Жертвоприношение Авраама»), аскетическую (образы преподобных) и эсхатологическую («Теофания») темы.

 



 
PR-CY.ru