МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ - Страница 8

В «Типиконе Великой церкви», отражающем особенности кафедрального богослужения Константинополя IX–XI вв., память Марии Египетской отмечается 1 апреля без богослужебного последования. В Типиконах, относящихся к эпохе господства Студийского устава, в частности, в «Студийско-Алексиевском Типиконе» 1034 г. и в «Евергетизском Типиконе» второй половины XI в., память Марии Египетской отмечается 1 апреля, при этом также указано, что её богослужебное последование, состоящее из канона авторства Феофана Начертанного второго гласа, стихир и седальна, поётся в пятую Неделю (воскресенье) Великого поста. В студийских Типиконах афоно-италийского происхождения («Типиконе Георгия Птацминдели» середины XI в. и «Мессинском Типиконе» 1131 г.) 1 апреля назначается служба с пением на утрене «Аллилуия» (т.е. обычная постовая служба без каких-либо праздничных особенностей); указания о пении богослужебного последования Марии Египетской в пятую Неделю Великого поста отсутствуют. В рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторический музей, XII в.) 1 апреля содержится богослужебное последование Марии Египетской, состоящее из канона, цикла стихир-подобнов и двух седальнов. В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава (например, XII–XIII вв.) 1 апреля назначается служба с «Аллилуия», богослужебное последование Марии Египетской не описано; о совершении памяти Марии Египетской в пятую Неделю Великого поста не сообщается. Такие же указания содержатся в древнейшей известной исследователям славянской редакции Иерусалимского устава – Типиконе Сербского архиепископа Никодима 1319 г. В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. 1 апреля Марии Египетской назначается отпустительный тропарь плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа и кондак второго гласа «Подвигов твоих трудами…». В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 1 апреля последование Марии Египетской включает два отпустительных тропаря: восьмого гласа и третьего гласа, кондак четвёртого гласа  икосом, канон четвёртого гласа, цикл стихир-подобнов, самогласен, седален и светилен; отмечено, что служба Марии Египетской поётся в пятую Неделю Великого поста. В издании Типикона 1633 г. 1 апреля помещён только отпустительный тропарь и кондак Марии Египетской; также есть отсылка к совершению памяти Марии Египетской в пятую Неделю; в издании 1641 г. 1 апреля и в пятую Неделю Великого поста помещены те же указания, что и в издании 1610 г. В пореформенном Типиконе 1682 г., который лёг в основу современного Типикона РПЦ, указания 1 апреля соответствуют указаниям, содержащимся в изданиях 1610 и 1641 гг., но из двух отпустительных тропарей был оставлен только один; в службе пятой Недели Великого поста помимо гимнографии из последования Марии Египетской 1 апреля указан дополнительный самогласен Марии Египетской.

 



 
PR-CY.ru