МЕРКУРИЙ - Страница 10

Почитание Меркурия на Руси распространилось с XI в. – Ярослав Мудрый назвал своего сына Вячеслава, князя Смоленского, в крещении Меркурием. Исследователи не сомневаются, что непосредственную связь с Меркурием имеет и культ мученик Меркурия Смоленского. На славянский язык было переведено пространное Мученичество Меркурия. Оно включено под 24 или 26 ноября как в домакариевские Четьи Минеи (например, в Российской государственной библиотеке, XV в.), так и в Великие Минеи Четьи, составленные Макарием. Перевод краткого Жития в нестишном Прологе помещён под 25 ноября, он лишь частично совпадает с текстом «Минология Василия II» и с «Синаксарём Константинопольской церкви», перевод сделан по Синаксарю, ставшему прототипом (XII в.). В пространной редакции и в некоторых списках краткой редакции (Прологи 1313 г.: Исторический музей, Российский государственный архив древних актов) то же Житие перенесено на 26 ноября. Краткое Житие из греческих стишных Синаксарей («семейство М» по классификации Ипполита Делеэ) было переведено южными славянами в XIV в. и помещено также под 26 ноября. Этот перевод стишного Пролога получил распространение на Руси на рубеже XIV и XV вв. Впоследствии митрополит Макарий включил в составленные им Великие Минеи Четьи под 24 ноября пространное Мученичество и краткое Житие Меркурия из стишного Пролога, а под 26 ноября – краткое Житие из нестишного Пролога. Меркурий пользовался большим почитанием и в Московской Руси: частицы его мощей были привезены в Москву в 1603 г. от будущего Иерусалимского патриарха Феофана IV, в 1625 г. – от Вифлеемского митрополита, в 1625 г. – от сербского «Мокалевского» епископа Сергия, в 1629 г. – из монастыря Николая Чудотворца в Янине, в 1643 г. – от сербского архиепископа Паисия, в 1644 г. – от Константинопольского патриарха Парфения II, в 1645 г. – от митрополита Мелетия Браиловского. В драгоценных наперсных крестах-мощевиках сохранились мощи Меркурия.

 



 
PR-CY.ru