МЕРКУРИЙ - Страница 6

В сирийской традиции образ Меркурия контаминировал черты святого Кириона (Кира), одного из сорока Севастийских мучеников, и мученика по имени Меркурий, чьи мощи покоились в Кесарии Каппадокийской. Наиболее раннее упоминание мученика Кира как убийцы императора Юлиана Отступника зафиксировано в сирийской версии Жития священномученика Евсевия Самосатского, написанной не раньше середины V в. Пространно эта история изложена в сирийской «Романе о Юлиане» (создан в VI в. в Эдессе). В обоих текстах мученик назван Мар Кур(иос),т.е. господин Кир, что в греческой традиции было воспринято как единое имя Меркурий и позволило связать этот образ с одноимённым Каппадокийским мучеником. По мнению Т. Орланди, сюжет сверхъестественной смерти императора Юлиана развивался в двух центрах: в Антиохии, где главными героями были Севастийские мученики, и в Кесарии, где убийство связывалось с Меркурием. Несмотря на популярность «Романа о Юлиане», легенда о мученике – убийце императора Юлиана не получила широкого распространения в сирийской традиции, её упоминания есть только в трудах грекоязычных сирийцев Иоанна Малалы (ум. после 578 г.) и Иоанна Дамаскина (ум. до 754 г.). Следы почитания Меркурия (агиографические и литургические памятники) у сирийцев также отсутствуют. После отождествления в сирийской традиции Меркурия с одним из Севастийских мучеников версия о том, что именно он поразил копьём нечестивого императора, стала распространяться на Востоке, а затем и на Западе. Иоанн Малала, рассказывая в «Хронографии» эпизод из жизни Василия Великого, повествует, что в ночь, когда умер Юлиан Отступник, святитель видел отверстые небеса и Христа на троне, Который громким голосом повелел Меркурию, стоявшему рядом в сверкающих доспехах, пойти и убить нечестивого императора – врага христиан. Мученик удалился, а через некоторое время вернулся и объявил, что у Юлиана перерезано горло. Это сказание повторяется в Пасхальной хронике (начало VII в.) и в «Хронике» Никиуского епископа Иоанна (ум. вскоре после 700 г.). Иоанн Дамаскин, ссылаясь на Житие Василия Великого, составленное, как полагают исследователи, его учеником и преемником Елладием, написал, что однажды святитель молился перед иконой Божьей Матери, на которой был также изображён Меркурий, прося избавить христиан от тирана Юлиана. Неожиданно мученик исчез, а затем вновь предстал с окровавленным копьём. Однако и в Житии Василия Великого, которое приписывается его современнику Амфилохию Иконийскому, и в Житии, предположительно составленном Елладием, говорится, что повеление убить Юлиана Меркурий получил не от Христа, а от Пресвятой Богородицы. Проснувшись, Василий Великий отправился в базилику Меркурия, где покоились мощи мученика, и увидел, что доспехи святого, которые также хранились там, исчезли. Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.) со свойственной ему свободой изложения трактует сведения из «Церковной истории» Созомена и добавляет к сонму апостолов и пророков, явившихся во сне не названному по имени воину-христианину, мучеников, двое из которых – Артемий и Меркурий.

 



 
PR-CY.ru