МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич - Страница 8

Церковь Мережковских» начала своё существование до открытия Санкт-Петербургского религиозно-философского общества. Д.С. Мережковский рассчитывал использовать общество для привлечения единомышленников в новую церковь. По замыслу, эта церковь должна была осуществлять свою деятельность в теократическом обществе, сочетая задачу духовного спасения с социальной политикой. Церковь должна была состоять из «троиц» – групп из трёх человек, объединённых безбрачной любовью и молитвой. Центральной «троицей» была группа Мережковский-Философов-Гиппиус; в 1906 г. возникла ещё одна «троица», в состав которой вошли Антон Владимирович Карташёв, Наталья Николаевна Гиппиус и Татьяна Николаевна Гиппиус. А.В. Карташёв, некоторое время преподававший в Московской духовной академии, поверил в новое прочтение заповеди Христа о любви («Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34)), согласно которому любовь трёх, символизирующая соборность, должна заменить старую любовь двух, и согласился пожить такой религиозной общиной. «Церковь Мережковских» была задумана как общество внутри церкви исторической. По словам З.Н. Гиппиус, вначале они хотели действовать изнутри церкви, но поняли, что она отвергнет их. Тогда «троица» последний раз причастилась в православном храме и в Великий четверг 1901 г. Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус и Д.В. Философов совершили в своём кругу первое «богослужение». В «церковь Мережковских» входили В.В. Кузнецов, Серафима Павловна Ремизова, в разные годы в «богослужениях» участвовали Мариэтта Сергеевна Шагинян, Андрей Белый, Александр Александрович Мейер, Евгений Платонович Иванов, была попытка вовлечь в них Н.А. Бердяева, но философа отпугнул «сектантский дух» их собраний. Постепенно было составлено своё чинопоследование утрени, вечерни, некоторое подобие литургии и служб Пасхальной седмицы. Основой их было чинопоследование служб православной церкви, в которое добавлялись молитвы и стихи «триумвирата». Судя по «молитвеннику» Мережковских, исследователи считают, что «богослужение» совершал тот, на кого выпадал жребий после специальной молитвы. В чинопоследование вечерни входило чтение «Апостола», составленная молитва к Святому Духу, Которого настойчиво призывали сойти и приблизить новую эпоху. Все молитвы читались на русском языке, и все содержали «исповедание» обоженности всей «плоти» после воплощения Христа, ектеньи содержали «неохристианские» вставки. Была молитва на освящение хлебов, которые также декларировались «освященными», вочеловечившейся плотью Христовой; молились «неохристиане» и о рождении «новой, истинной, вселенской Церкви», которая в этой молитве называлась «Церковью Иоанна, Церковью Софии Премудрости, Церковью Троицы Единой».

 



 
PR-CY.ru