МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич - Страница 7

Теократия Д.С. Мережковского имеет элементы анархизма, в ней упраздняется сама идея государства, и его место занимает единая вселенская церковь, возникающая на основе исторических конфессий. П.П. Гайденко считает, что теократические взгляды Д.С. Мережковского сближаются с анархическими и социалистическими теориями бакунинцев и марксистов. Акцентирование теократического устройства общества «третьего завета» ослабевает у Д.С. Мережковского вместе с политизацией ближайших целей его «неохристианства». Д.С. Мережковский предполагал, что «новое религиозное сознание» должно быть «включено» в социальную революцию в момент возникновения неизбежного конфликта между православными верующими и атеистической властью. Включению в революционный процесс должна была содействовать «новая религиозная общественность», задачу которой Д.С. Мережковский видел в проведении в жизнь идеологии религиозного реформизма в российском обществе и в подготовке религиозной реформы или даже религиозной революции. «Новая религиозная общественность», по замыслу Д.С. Мережковского, должна была стать начатком новой церкви. В поисках «новой религиозной общественности» его взгляды после 1907 г. были обращены к революционной интеллигенции как наиболее активной части общества и потенциально религиозной в её порыве к борьбе за социальную справедливость. Д.С. Мережковский сближался с атеистами из числа интеллигенции и с политическими деятелями, возвратившимися под впечатлением поражения революции 1905 г. к идеалистическому мышлению. Революционная интеллигенция, согласно Д.С. Мережковскому, могла и должна была после просвещения её идеями «нового религиозного сознания» стать искомой «новой религиозной общественностью» (В тихом омуте. СПб., 1908 г.; Больная Россия. Л., 1991 г.; Не мир, но меч. СПб., 1908 г.; Зачем воскрес?: Религиозная личность и общественность. Петроград, 1916 г.). В 1907–1911 гг. среди лидеров религиозного движения, частью которого являлось «новое религиозное сознание», а также между «неохристианами» и социал-демократами прошла инициированная Д.С. Мережковским дискуссия об отношении религии и революции. Идея «религиозной революции» Д.С. Мережковского не была поддержана частью интеллигенции, участвовавшей в религиозном движении: она увидела в этой идее приспособление «неосознанной религиозности русской интеллигенции… ко вкусам и склонностям атеистов», измельчание, «опошление и даже искажения подлинного религиозного сознания». В докладе, прочитанном 21 апреля 1909 г. в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе, «Опять об интеллигенции и народе», Д.С. Мережковский торжественно приветствовал революцию. Надежда на соединение религии и революции сохранялась у супругов Мережковских до осени 1917 г.

 



 
PR-CY.ru