МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич - Страница 2

В 1891 г. Д.С. Мережковский занимался переводами Иоганна Вольфганга Гёте и работал над романом «Юлиан Отступник». В течение последнего десятилетия XIX в. увлекался драматургией и написал ряд пьес. В 1892 г. в Ницце состоялось знакомство Д.С. Мережковского со студентом Санкт-Петербургского университета Дмитрием Владимировичем Философовым, который через несколько лет стал неотъемлемым звеном «триумвирата» (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов), возглавившего религиозно-реформистское движение в России. Под влиянием французских символистов (Жана (Яниса) Мореаса, Шарля Пера Бодлера) Д.С. Мережковский увлёкся философией символизма. В 1892 г. вышла его поэтическая книга «Символы. Песни и поэмы». В 1893 г. Д.С. Мережковский написал статью «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», впоследствии называвшуюся манифестом русского символизма. В ней Д.С. Мережковский поставил вопрос: как донести до каждого человека точки соприкосновения «земного» с божественным началом? Символ для него причастен тому, что он обозначает, символ трансцендентален, и касание к «мирам иным» через символ есть реальность. Философия символизма сформировала в Д.С. Мережковском эстетическую убеждённость в том, что только религия способна придать глубину и жизни, и культурному творчеству. В 1893 г. Д.С. Мережковский опубликовал статью «Мистическое движение нашего века», в которой, отмечая «небывалое развитие опытных знаний», породившее «недоверие к… идеальному миру», писал о скрытом в культуре новом религиозном культе. Символизм, который приобрёл необычайную популярность и стал частью культуры Серебряного века, получил в интерпретации Д.С. Мережковского черты литургийного действа; литература как область применения символа была поднята им до уровня религии. Старшее поколение литераторов-символистов (З.Н. Гиппиус, Андрей Белый (Бугаёв Борис Николаевич), Н.М. Минский), не удовлетворившись христианством, пришло к богоискательству, а Д.С. Мережковский – к убеждению, что культура не может не быть религиозной, и апокалиптический идеал христианства не противостоит ни науке, ни культуре, и именно в свете религии они обретают смысл и ценность. Культура, не пронизанная религией, по мысли Д.С. Мережковского, приводит к царству пошлости, рациональной «срединности», лишённой духовного порыва и стремления к совершенствованию. С конца 1890 гг. Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус проводили литературные собрания интеллигенции либо у себя, в доме Мурузи на Литейном проспекте, либо на квартире Василия Васильевича Розанова, а также посещали дягилевский кружок при журнале «Мир искусства». После выхода сборника критических статей «Вечные спутники: Портреты из всемирной литературы» (1897 г.) Д.С. Мережковский стал известен как художественный критик, сблизился с редакцией журнала «Мир искусства», в котором литературный отдел вёл Д.В. Философов. Д.С. Мережковский пригласил его стать членом мистического «братства», третьим в объединённой платонической любовью «троице», которая собиралась «по-новому» прославить Святую Троицу. В 1899 г. в кругу четы Мережковских обсуждался вопрос действенности церковного христианства, и родился замысел создания новой церкви.

 



 
PR-CY.ru