МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1865–1941 гг.) – писатель, поэт, драматург, литературный критик, публицист, религиозный мыслитель, один из организаторов Санкт-Петербургских религиозно-философских собраний и главный теоретик доктрины «нового религиозного сознания». В 1876 г. поступил в Третью классическую гимназию Санкт-Петербурга. С 1884 по 1888 гг. учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В студенческие годы был увлечён позитивизмом (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль), интересовался дарвинизмом, народническими идеями Николая Константиновича Михайловского и Глеба Ивановича Успенского, имел желание после окончания университета «уйти в народ» и стать сельским учителем. В 1880 гг. Д.С. Мережковский был близок к редакции журнала Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и Алексея Николаевича Плещеева «Отечественные записки», в 1880–1890 гг. сотрудничал в журнале «Северный вестник»; публиковался в «Вестнике Европы», «Русском обозрении», «Русской мысли» и других изданиях. Интерес Д.С. Мережковского к религии пробудился в связи со знакомством с историей мировых религий. Он интересовался нетрадиционными формами религиозности, русским сектантством и старообрядчеством. Следуя совету Г.И. Успенского получить представление о «народной вере», Д.С. Мережковский путешествовал по Уфимской и Оренбургской губерниям. Вслед за Львом Николаевичем Толстым познакомился с основами религиозно-нравственного учения крестьянина Тверской губернии Василия Кирилловича Сютаева. Собирая материал для романа «Пётр и Алексей», посетил общины сектантов и старообрядцев в Заволжье, в Керженских лесах, в городе Семёнове, на озере Светлояр, с которыми впоследствии переписывался и которым высылал номера издававшегося под его руководством религиозно-литературного журнала «Новый путь» (1903–1904 гг.). После тяжёлой болезни в 1886 г. Д.С. Мережковский пришел к христианству и сблизился с поэтом и «мэонистом» (последователем псевдорелигии небытия) Николаем Максимовичем Минским; их сотрудничество в сфере религиозного реформизма продолжалось около десяти лет, затем единомышленники разошлись в вопросе радикальности религиозной реформы в России. В 1888 г. Д.С. Мережковский написал поэму «Протопоп Аввакум» и издал первую книгу стихов («Стихотворения»). В 1889 г. Д.С. Мережковский обвенчался с поэтессой Зинаидой Николаевной Гиппиус, которая стала его литературным критиком и религиозным единомышленником. В начале 1890 гг. Д.С. Мережковский испытывал религиозный кризис и путешествовал по Италии, некоторое время жил в Риме и на Сицилии, посетил Афины и Константинополь (в этой поездке «открыл для себя Христа»). Причиной обращения Д.С. Мережковского к Богу, в чём он сам признавался, был страх смерти. Владимир Александрович Базаров (Руднев) писал, что Христос был близок писателю, потому что стал для него эмпирическим воплощением волновавшего его вопроса личного бессмертия. Борис Григорьевич Столпнер, один из участников Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге, также отметил, что Д.С. Мережковскому «до зарезу» нужно личное бессмертие, которого ни одна религия, кроме христианства, не обещает, и только потому он – христианин, и вся его религия строится на признании воскресения Христа и вере в вечность плоти.

 



 
PR-CY.ru