МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич - Страница 5

Исследователи отмечают, что представление Д.С. Мережковского о трёх заветах восходит к теологии Иоахима Флорского о трёх состояниях мира, соответствующих трём эпохам с их ведущими силами (сословиями избранных) и церквами. «Третий завет» у Иоахима Флорского выступал как эпоха любви, эпоха социального и духовного благоденствия. По Д.С. Мережковскому, богочеловеческий процесс разворачивается по образу откровения Святой Троицы, однако в христианстве образ Бога Отца оказался заслонённым образом Бога Сына и не был раскрыт образ Святого Духа (Больная Россия. Л., 1991 г.). Троичность в религиозном умозрении Д.С. Мережковского имела значение символического единства и духовной полноты и была неотъемлемым элементом всех его религиозных конструкций и литературных сюжетов; он группировал свои произведения в трилогии и придавал им трёхчастный характер. Традиционное христианство, по Д.С. Мережковскому, только логически преодолело разрыв между Богом и миром, вместо «синтеза» произошло поглощение плоти духом. Христианская метафизика, по его мнению, не преодолела противоположности двух начал, утверждая одно в ущерб другому. Безразличное, «слепое» отношение исторического христианства к мирской общественности и неосвящение её земных интересов (культуры, чувственности, творчества) отдало, по мысли Д.С. Мережковского, эту область во власть дьявола. Аналогично этому негативная позиция церкви по отношению к «плоти мира» толкает общество в «объятия» социализма. Д.С. Мережковский считал, что христианство должно в том и другом случае перехватить инициативу и «освятить плоть». Конечным упованием для Д.С. Мережковского является «третий завет» – апокалиптическая эпоха Святого Духа, где дуализм «двух бездн» (духа и плоти, неба и земли, Христа и Антихриста) будет преодолён выходом в троичность, а троичное станет религиозным множеством. «Третий завет», соединяя дух и плоть, по мысли Д.С. Мережковского, разрешает вопрос пола в «догмате» о святости плоти. По мнению Д.С. Мережковского, человеческая плоть освятилась благодаря Воплощению Бога, вследствие чего плоть и её психофизические проявления должны быть признаны «святыми». В «третьем завете», по Д.С. Мережковскому, решается проблема чувственности, это – эпоха «одухотворённого» любовью язычества, новый виток от мрачного христианства к радостному мироощущению, где сняты проблемы греха, вины и покаяния, а также вечного наказания для нераскаявшихся грешников и дьявола (Не мир, но меч. СПб., 1908 г.; Было и будет: Дневник. Петроград, 1915 г.). Концепт «святости плоти» Д.С. Мережковского неявным образом отвергает грехопадение, умаляет значение крестной Жертвы Спасителя, искажает традиционное понимание искупления, пересматривает православное учение об усвоении плодов искупления, заменяет путь духовного восхождения через веру и духовный подвиг астартизмом и радованием о спасённости плоти. Как следствие Д.С. Мережковский отрицал аскетизм православной традиции. В статье «Последний святой» (М., 1908 г.) он пересматривает традиционное христианское понимание святости. Христианский подвижник не считается в «религии» Д.С. Мережковского святым, если он ушёл от мира или, оставаясь в миру, учит о плотском воздержании, умаляет свою плоть, отделяет её от спасения вместе с духом, через ограничение своих психофизических потребностей.

 



 
PR-CY.ru