МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич - Страница 3

В конце 1901 г. после обращения к обер-прокурору Константину Петровичу Победоносцеву Д.С. Мережковского, Алексея Михайловича Ремизова, Виктора Сергеевича Миролюбова, Валентина Александровича Тернавцева, Петра Петровича Перцова в Санкт-Петербурге были разрешены религиозно-философские собрания. Первое заседание состоялось 29 ноября 1901 г., последнее – 5 апреля 1903 г. На собраниях для обсуждения с представителями Русской церкви в числе других вопросов, интересовавших религиозную интеллигенцию, были вынесены концепты «религии» Д.С. Мережковского. «Религия» Д.С. Мережковского стала отражением его личного религиозного поиска и интерполировала концепты религиозно-философской мысли Петра Яковлевича Чаадаева, Генрика Ибсена, Фридриха Ницше, Оскара Уайльда, Владимира Сергеевича Соловьёва, Фёдора Михайловича Достоевского, Иоганна Готлиба Фихте, архимандрита Феодора (Бухарева) и средневекового мистика Иоахима Флорского. Из комплекса вынесенных впечатлений Д.С. Мережковский сумел составить религиозное учение, обладающее некоторыми признаками системы. Иван Александрович Ильин считал, что Д.С. Мережковский хотел создать «некое вселенское неохристианство», с самого начала не имея отчётливого понимания, в чём конкретно оно состоит; современные исследователи (Пиама Павловна Гайденко, Ирина Владимировна Воронцова, Я.В. Сарычев) ставят Д.С. Мережковского в ряд тех, кто целенаправленно искал свободы религиозного творчества. З.Н. Гиппиус вспоминала, что Д.С. Мережковский обдуманно подходил к возникшему у него на рубеже веков замыслу модернизировать церковное христианство, для чего стремился связать собственное мистическое чувство с традиционными религиозными представлениями. В последние годы ХIX в. Д.С. Мережковский придерживался этического дуализма, концепции «двух правд». Балансирование на грани «двух бездн» (божественной и дьявольской) преподносилось Д.С. Мережковским как единый «путь Добра». В дальнейшем принцип дуализма отразился в его концепциях «плоти и духа», двух заветов, истинного и исторического христианства, исторической церкви и грядущей вселенской церкви. Этот же принцип в полной мере воплотился в его литературно-критических произведениях «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев» (М., 1915 г.), «Л. Толстой и Достоевский» (СПб., 1901–1902 гг., два тома) и в романах (все свои литературные произведения Д.С. Мережковский использовал для выражения религиозных идей). Д.С. Мережковский работал в жанре историософского романа, соединяя художественный вымысел и литературную обработку исторических документов. В 1893 г. начал работу над трилогией «Христос и Антихрист», в двух частях которой на материале европейской истории изложил своё видение распространения и утверждения христианства в мире языческой культуры. Первая часть трилогии («Смерть богов. Юлиан Отступник») была опубликована в 1895 г. под названием «Отверженный» в журнале «Северный вестник»; вторую часть («Воскресшие боги. Леонардо да Винчи») в 1900 г. напечатал журнал «Божий мир»; третья часть («Пётр и Алексей»), сюжет которой разворачивался в петровскую эпоху русской истории, была напечатана в 1904 г. в журнале «Новый путь» (1905 г. – отдельное издание).

 



 
PR-CY.ru