МАРОНИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 8

В булле папы Евгения IV (август 1445 г.) содержались дополнительные предписания для Маронитской католической церкви наряду с общим требованием заменить традиционные маронитские церковные обряды католическими; в частности, тесто для выпекания просфор не полагалось смешивать с маслом. До этого маронитские епископы пользовались относительной свободой в наложении и снятии церковных прещений, теперь же устанавливалась личная ответственность епископов перед судом католической церкви. Епископы и священники Маронитской католической церкви получали право беспрепятственно совершать богослужения в храмах латинского обряда, а латинское духовенство – в маронитских храмах. Над маронитами могли совершаться венчание и отпевание по латинскому обряду. Над латинизацией маронитской обрядности в Ливане работали францисканцы. Их миссии занимались также образовательной, благотворительной деятельностью, церковным строительством, редактированием богослужебных книг. Многие представители Римской курии, совершавшие инспекционные поездки в Ливан в XV–XVI вв., знали арабский и сирийский языки и имели представление о местных литературе и культуре. Францисканец Грифон Фламандец, который доставил папе Римскому Павлу II (1464–1471 гг.) прошение об утверждении вновь избранного в 1468 г. маронитского патриарха Юсефа II, обнаружил многочисленные уклонения от католичества в догматике и практике Маронитской католической церкви (Грифону Фламандцу приписывается составление маронитского катехизиса). Немецкий доминиканец Феликс Фабри, совершивший паломничество на Восток в 1483–1484 гг., свидетельствовал, что монофизитские и монофелитские влияния по-прежнему были сильны в Ливане. Францисканцу Франческо Суриано принадлежит «Трактат о Святой земле и Востоке» («Il trattato di Terra Santa e dell' Oriente»), написанный в 1485 г. или позже (до 1515 г.) и содержащий ценные сведения об обстановке в Горном Ливане. В 1488 г. отмечено последнее серьёзное противостояние сторонников и противников латинизации обряда в области Бшарри, где была значительная яковитская община. Прокатолическая партия одержала верх, а часть консерваторов присоединилась к Сирийской яковитской церкви. В последней трети XVI в., в эпоху Контрреформации, Римские папы активизировали контакты с восточными христианами, стремясь распространить постановления Тридентского собора (1545–1563 гг.) на новые территории. Pешением папы Григория XIII (1572–1585 гг.) в Ливан была направлена миссия иезуитов Джованни Баттисты Элиано и Томазо Раджо с целью дальнейшего изучения догматики Маронитской католической церкви и её интеграции с католической церковью. Патриарху были вручены письма от папы Григория XIII и кардинала Антонио Карафы, курировавшего в Риме Маронитскую католическую церковь. В Горном Ливане Джованни Баттиста Элиано пробыл около года. Совершая поездки по маронитским монастырям, он сверял богослужебные книги и исследовал богословские трактаты. Сомнительные с богословской точки зрения рукописи подвергались сожжению; погибла значительная часть маронитского литературного наследия. В 1579 г. Джованни Баттиста Элиано вернулся в Рим, вместе с ним на учёбу были направлены два будущих маронитских священника.

 



 
PR-CY.ru