МАРОНИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 2

Происхождение Маронитской католической церкви связано с двумя вопросами: о её первоначальной приверженности монофелитству и об эпониме общины. Первый из них считается положительно решённым в современной исследовательской литературе, хотя эта точка зрения противоречит официальной позиции Маронитской католической церкви. Одно из самых ранних упоминаний православных авторов о маронитах как о еретиках принадлежит Иоанну Дамаскину в «Книге о правой вере», составленной, по одной из версий, для Илии, маронитского епископа города Ябруда, который после 726 г. перешёл в православие. В «Послании о Трисвятой песни» (не раньше 735 г.) Иоанн Дамаскин употребляет глагол, означающий «уподобляться маронитам» по отношению к тем, кто прибавляют к Трисвятой песни выражение «распныйся за ны». Исследователям известны и ранние маронитские источники, в которых содержится исповедание единой воли во Христе: «Книга совершенства» (в составе «Книги руководства»), ряд литургических текстов в рукописях, введение к приписываемому легендарному первому маронитскому патриарху Иоанну Марону сочинении «Исповедание веры», полемический трактат в защиту монофелитского учения «Десять глав» Фомы, маронитского епископа города Кафртаб (Тумы аль-Кафртаби). О монофелитстве маронитов пишет также восточно-сирийский (несторианский) автор Илия бар Шинайя (975–1046 гг.), который чётко отличает их как от несториан, так и от яковитов, а их центром называет город Кафртаб близ Шайзара. Наиболее ранние указания на происхождение названия Маронитской церкви от имени Марона содержатся в трудах сирийских и арабских историков IX–X вв. По сведениям хроники Дионисия Телль-Махрского (ум. в 845 г.), которая сохранилась в составе хроники Михаила Сирийца (конец XII в.), в IX в. в Сирии жили марониты, придерживавшиеся монофелитства и добавлявшие к Трисвятой песни слова «распныйся за ны»; резиденция их патриарха находилась в монастыре Марона, который был центром противостояния последователям Максима Исповедника (ум. в 662 г.); в годы правления халифа Мервана II (744 – 749/750 гг.) православный (мелькитский) Антиохийский патриарх Феофилакт бар Канбара тщетно принуждал насельников обители отказаться от монофелитского учения. Православный Александрийский патриарха Евтихий (первая половина X в.) рассказывает в хронике о некоем монахе Мароне, который жил в правление византийского императора Маврикия (582–602 гг.), придерживался монофелитства и имел множество последователей в Северной Сирии; после смерти Марона его ученики, именовавшиеся маронитами, построили близ Хамы монастырь, названный в его честь (Дайр-Марун). Эту версию происхождения маронитской общины впоследствии повторили арабо-мусульманский историк аль-Масуди (ум. в 956 г.) и хронист Вильгельм, архиепископ Тирский (ум. в 1186 г.). Согласно аль-Масуди, Марон происходил из Хамы и основал к востоку от Хамы и Шайзара монастырь, который стал крупным и богатым, однако впоследствии был разрушен; марониты жили преимущественно в горах Ливана, в городе Хомс и его окрестностях; аль-Масуди также даёт высокую оценку историческому сочинению некоего маронита Кайса, которое было доведено до времени правления халифа аль-Муктафи (902–908 гг.).

 



 
PR-CY.ru