МАРОНИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 4

Исследователи отмечают, что легенда об Иоанне Мароне в передаче Истифана ад-Дувайхи содержит множество вымышленных подробностей и анахронизмов, автор нередко приводит противоречивые сведения. Как и А.Ф. Найрон, историк использовал большое количество источников, однако интерпретировал их сведения в выгодном ключе, что привело к созданию фантастической истории происхождения маронитов. Попытку вписать эту легенду в реальный исторический контекст в начале XVIII в. предпринял маронитский учёный Иосиф Симон Ассемани. Его версия происхождения Маронитской церкви приобрела официальный статус благодаря постановлениям Собора 1736 г., на котором он присутствовал как папский легат. С целью подчеркнуть преемственность Маронитской католической церкви по отношению к древнему Антиохийскому патриархату был опубликован официальный перечень преемников Иоанна Марона на патриаршем престоле. Впоследствии эту версию поддерживали ведущие маронитские историки XIX–XX вв. (Бернар Гобайра аль-Газири, Юсуф ад-Дибс, Бутрос Дау, Пьер Диб), полемизировавшие с католическими исследователями, которые сомневались в историческом православии маронитов. С. Вайе одним из первых показал на основании большого количества источников, что Маронитская церковь сформировалась на основе монофелитских общин после завоевания Сирии арабами, в период фактического отсутствия православного Антиохийского патриарха во второй половине VII в. – первой половине VIII в. Исследователи полагают, что формирование сказания об Иоанне Мароне могло происходить следующим образом. Историки X в. (Евтихий Александрийский, аль-Масуди) сообщали о монахе Мароне, который жил якобы на рубеже VI и VII вв. и считался основателем сирийской общины монофелитов. Согласно Дионисию Телль-Махрскому, в IX в. монастырь Марона уже был центром особой монофелитской церковной организации во главе с патриархом. По мнению исследователей, к XI в. память о Мароне как о реальном историческом лице почти исчезла, что позволило Туме аль-Кафртаби отрицать его существование. Однако в XIV–XV вв., по мнению исследователей, в связи с полемикой маронитов с яковитами, предание об основателе Маронитской церкви возродилось, хотя и в иной форме – в источниках упоминается Антиохийский патриарх Иоанн Марон, возглавивший борьбу сирийских православных с еретиками. По мнению исследователей, это – параллельная яковитская легенда, в которой Иоанн Марон представлен как отступник от монофизитства, сотрудничавший с латинскими иерархами. В полной биографии Иоанна Марона, обнародованной аль-Килаи, отразилась память о связях Маронитской церкви с Папским престолом в XII–XIII вв. Соединив воспоминания об этих событиях со сведениями о церковной истории VII в., вероятно, полученными в годы обучения в Риме, аль-Килаи создал особую версию происхождения маронитов, в центре которой находился образ Иоанна Марона. Впоследствии она была дополнена новыми историческими сведениями, полученными из западных источников или в результате ошибочных толкований, а также фантастическими подробностями. Благодаря И.С. Ассемани, удалившему из биографии Иоанна Марона наиболее очевидные вымыслы, данная версия истории маронитов получила официальный статус.

 



 
PR-CY.ru