ЛИТОВСКАЯ и КОВЕНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РПЦ - Страница 10

В 1924 г. архиепископ Феодосий (Феодосиев) приветствовал освободившегося из заключения патриарха Тихона (Беллавина) и, пытаясь добиться признания своего поставления, писал, что архиепископ Елевферий (Богоявленский) поддерживает «нездоровое течение против существующего управления православной Церковью в Польше», делая «духовный набег на епархию, его ведению не подлежащую». В помете на письме архиепископа Феодосия (Феодосиева), сделанной в канцелярии Московской патриархии, выражено недовольство необоснованными обвинениями в адрес архиепископа Елевферия (Богоявленского), говорится о неканоничности занятия Феодосием (Феодосиевым) Виленской кафедры в условиях, когда эта часть бывшей Литовской епархии находится в юрисдикции архиепископа Елевферия (Богоявленского), несмотря на изгнание его польскими властями (Российский государственный исторический архив). 13 ноября 1924 г. Константинопольский патриарх Григорий VII (1923–1924 гг.) подписал и утвердил томос о признании православной церкви в Польше автокефальной. Ряд прихожан Виленской епархии во главе с сенатором В.В. Богдановичем, не признавших польскую иерархию, обратились к архиепископу Елевферию (Богоявленскому) за благословением на организацию церковной общины в Вильно в составе Литовской и Виленской епархии в юрисдикции Московской патриархии. 25 сентября 1924 г. архиепископ Елевферий (Богоявленский) издал указ об образовании прихода во имя великомученицы Екатерины в Вильно и назначил туда священника Александра Левицкого (с 5 декабря 1927 г. – протоиерей). В 1931 г. протоиерей Александр Левицкий скончался, его место занял протоиерей Лука Голод (в 1925 г. был лишён сана польским Синодом за непризнание автокефалии, служил во Франции в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского), вернулся в Вильно). Благословение на образование общины дал 17 февраля 1925 г. патриарх Тихон (Беллавин). Для богослужений была выбрана часовня во имя великомученицы Екатерины в предместье Зверинец, приписная к Знаменской церкви. 5 июня 1925 г. в Свято-Троицком монастыре открылась сессия Синода Польской церкви. Главным вопросом заседания было рассмотрение дела организаторов Екатерининской общины, «осуществляющих раскол церковного общества». 17 июля 1925 г. Екатерининская часовня была опечатана. В дальнейшем община располагалась в доме А.П. Валентинович. 21 января 1936 г. по распоряжению городских властей домовая церковь была опечатана, община перешла в дом, принадлежавший Анне Павловне Коробович. Приход существовал до 1940 г. непрерывно. Как указано в справочнике «Вероисповедания в Виленском воеводстве» за 1938 г., польские власти в политических целях не препятствовали деятельности в Вильно «москвофильской православной общины Богдановича-Голода», выступавшей к тому времени за умеренную белорусизацию церковной жизни (Государственный архив Брестской области). К 1936 г. Виленская и Лидская епархия Польской церкви, возглавляемая архиепископом Феодосием (Феодосиевым), состояла из следующих благочиний: Виленского и Виленско-Трокского (восемь приходов), Браславского (18 приходов), Вилейского (21 приход), Дисненского (31 приход), Молодеченского (19 приходов), Ошмянского (восемь приходов) и Поставского (девять приходов) – на территории Виленского воеводства; Воложинского (15 приходов), Лидского (десять приходов), Столпецкого (15 приходов) и Щучинского (13 приходов) – на территории Новогрудского воеводства.

 



 
PR-CY.ru