ЛИТОВСКАЯ и КОВЕНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РПЦ - Страница 3

Последним перешёл к католикам Рождество-Богородицкий женский монастырь в местечке Березвечье (ныне в черте города Глубокое Витебской области) после того, как в 1921 г. по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей Глубокое вошло в состав Польской Республики. Березвечский собор был переосвящён в католический костёл. Изгнанные монахини переехали в Вильно и поселились в Мариинском женском монастыре (см. Вильнюсский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь); в начале 1930 гг. монахиням бывшего Березвечского монастыря был передан новопостроенный скит Мариинского монастыря близ гогода Неменчин (ныне Неменчине). С того времени до 1939 г. в Виленской епархии действующими были два монастыря в Вильно: мужской Свято-Духов и женский Марие-Магдалинский, с декабря 1937 г. располагавшийся при приходской церкви во имя князя Александра Невского, с приписным Рождество-Богородичным скитом. 11 июля 1921 г. Синод в Москве возвёл Литовского и Виленского епископа Елевферия (Богоявленского) в сан архиепископа и назначил его священноархимандритом виленского Свято-Духова монастыря. При этом признавалась неделимость Литовской епархии. 20 декабря 1921 г. патриарх Тихон (Беллавин) направил обращение Президенту Литовской Республики Александрасу Стульгинскису с просьбой дать согласие на признание архиепископа Елевферия (Богоявленского) главой православных в Литве. 29 марта 1922 г. литовское правительство признало архиепископа Елевферия (Богоявленского) главой православных в Литве, что вызвало негативную реакцию в Польше. В том же году литовское правительство установило строгие требования к возвращавшимся священникам, также было предписано вести документацию на литовском языке. Сложно развивалась православная жизнь на литовской территории, которую контролировали польские власти. Они стремились провозгласить православную церковь в Польше автокефальной и искали кандидатуру наиболее лояльного и авторитетного епископа на пост её предстоятеля, выбирая из трёх служивших в Польше архиереев: Ковенского епископ Елевферия (Богоявленского), Белостокского епископа Владимира (Тихоницкого) и Кременецкого епископа Дионисия (Валединского).  24 мая 1920 г. по указанию из Варшавы в Вильно состоялось межъепархиальное совещание о положении православной церкви в Польской Республике (формально Вильно и Виленский край вошли в состав Польши в 1922 г.). Поскольку большая часть епархии епископа Елевферия (Богоявленского) находилась на территории марионеточного государства Срединная Литва, его кандидатура была неприемлемой. Епископ Владимир (Тихоницкий) не хотел прерывать канонического общения с Московской патриархией, поэтому также был для поляков нежелателен. В июне 1921 г. епископ Дионисий (Валединский)  был вызван в Варшаву для подготовки проекта организации высшего управления православной церкви в Польше. На пост главы церкви решили пригласить бежавшего от советской власти Минского и Туровского архиепископа Георгия (Ярошевского). К осени 1921 г. в Польше было уже шесть православных архиереев. Из них польские власти выбрали троих для проведения переговоров об устроении автокефальной православной церкви в Польше: архиепископа Георгия (Ярошевского), епископа Дионисия (Валединского)  и поляка Пинского епископа Пантелеимонм (Рожновского).

 



 
PR-CY.ru