ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де - Страница 10

К концу 1820 гг. у Фелисите Робера де Ламенне сложилось твёрдое убеждение, что государственная власть Франции не способна стать равноправным сотрудником католической церкви в деле создания христианского общества. В его публицистических выступлениях всё реже встречалось требование к властям поддержать церковь и всё чаще звучал призыв не вмешиваться в дела церкви, предоставить церкви максимальную свободу в сфере её деятельности. Таким образом, из защитника монархических государственных институтов Фелисите Робер де Ламенне стал сторонником широких общественных свобод, которые, по его мнению, должны были обеспечить полную независимость католической церкви от государства и тем самым способствовать её возрождению и обновлению. Во время событий Июльской революции 1830 г. Фелисите Робер де Ламенне занял республиканскую позицию; в переписке этого периода он высказывал надежду на то, что власть короля Луи Филиппа I (1830–1848 гг.) будет лишь номинальной, и католическая церковь получит больше свободы, чем она имела при предшествующем роялистском режиме. Осенью 1830 г. Фелисите Робер де Ламенне при поддержке Ж.Б.А. Лакордера и Ш. де Монталамбера начал издавать газету «L'Avenir» («Будущее»), девизом которой были избраны слова «Бог и свобода» («Dieu et libertй»). Согласно программе издания, целью газеты было объединить католиков и либералов, преодолеть противоречия между идеалом религиозного общества и идеалом гражданской свободы, продемонстрировать, что католицизм не обязан быть союзником деспотизма. В опубликованной 7 декабря 1830 г. программной статье Фелисите Робер де Ламенне выделял ряд политических целей, достижения которых одинаково желают католики и либералы: 1) полное отделение церкви от государства, в том числе прекращение финансирования церкви со стороны государства; такое отделение, согласно Фелисите Роберу де Ламенне, необходимо католикам в силу того, что союз с властью приводит как к насильственному навязыванию людям религии, в результате чего общество становится враждебным церкви, так и к подавлению религиозных потребностей и целей церкви государственной целесообразностью; 2) свобода прессы, которая выгодна не только либералам, но и католикам, поскольку светская цензура подавляет свободу религиозной мысли; лишь в равноправной и открытой дискуссии с инакомыслящими католицизм может доказать собственное духовное и интеллектуальное превосходство; 3) свобода преподавания, предполагающая невмешательство государства в дело образования и воспитания детей и юношества; 4) свобода ассоциаций, которая открывает возможность для общества влиять на государство через группы единомышленников, объединённых общей идеей и общим делом. Фелисите Робер де Ламенне был убеждён, что по причине численного превосходства, которое католики имели во Франции, а также моральной и идейной силы католицизма любое расширение общественных свобод принесёт пользу католической церкви и усилит её роль в обществе.

 



 
PR-CY.ru