ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де - Страница 2

По мнению исследователей, мистические рассуждения Фелисите Робера де Ламенне были во многом навязаны ему извне и вступали в конфликт с его собственными рационалистическими представлениями о религии. Фелисите Робер де Ламенне вскоре отошёл от традиционной католической мистики, однако сохранил уверенность в важности простого религиозного чувства, интуитивного переживания соприкосновения с Богом, рационализируемого в религии духовного опыта. Подчиняясь влиянию брата и окружения, Фелисите Робер де Ламенне решил стать католическим клириком; в 1809 г. принял тонзуру и посвящение в малые чины; в 1812 г. планировал пресвитерское рукоположение, однако в последний момент уклонился от него. Подобно многим французским философам и публицистам начала XIX в., Фелисите Робер де Ламенне считал осмысление причин и последствий Французской революции первоочередной задачей, стоявшей перед французским обществом и интеллектуалами. В первом крупном сочинении «Размышления о состоянии Церкви во Франции в XVIII в. и о её нынешнем положении» («Réflexions sur l'état de l'Église en France pendant le dix-huitième siècle, et sur sa situation actuelle». Париж, 1808 г.), которое Фелисите Робер де Ламенне писал при активном содействии брата и издал анонимно, была дана оценка отношениям французской государственной власти и католической церкви в предреволюционную эпоху, выделены идейные предпосылки революции и предложена общая программа возрождения христианской религиозности во Франции. В основной части трактата Фелисите Робер де Ламенне рассматривал истоки духовного кризиса во Франции в церковно-исторической перспективе. По его мнению, наиболее пагубным по своим последствиям событием в религиозной истории Европы была Реформация, во время которой индивидуальный человеческий разум осознанно противопоставил себя всеобщему авторитету католической церкви. Протестанты поколебали церковный порядок, разделив единую христианскую церковь на множество противоборствующих направлений. Потеря духовного единства сопровождалась потерей политической стабильности, поскольку утратившие веру в высший авторитет народные массы стали добиваться для себя гражданских и политических прав и свобод. Во Франции, согласно Фелисите Роберу де Ламенне, идеи протестантизма проложили путь для скептицизма, наиболее ярким и талантливым выразителем которого был Пьер Бейль (1647–1706 гг.); из скептицизма возникли пропагандировавшиеся энциклопедистами XVIII в. деизм и атеизм,ставшие идейной основой Французской революции. Ни Французская церковь, ни государственная власть не оказывали надлежащего противодействия распространению в обществе свободомыслия и не выступили в защиту католической веры, вследствие чего они несут косвенную ответственность за духовную и политическую катастрофу революции. Занимая ультраконсервативную позицию (однако при этом не присоединяясь к роялистам и находя недостатки в действиях французской королевской власти), Фелисите Робер де Ламенне последовательно рассматривал и осуждал все явления политической и религиозной жизни Франции, подрывавшие авторитет светской и церковной властей, в том числе янсенизм, галликанизм, парламентаризм, запрет деятельности Ордена иезуитов, упразднение монашеских Орденов, секуляризацию и конфискацию церковного имущества в революционный период и т.п.

 



 
PR-CY.ru