ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де - Страница 5

По его утверждению, наряду с абсолютным безразличием, т.е. с атеизмом и скептицизмом, приверженцы которых отвергают саму возможность религиозной истины и допускают сосуществование различных религий лишь в рамках снисходительной «терпимости», считая все их одинаково ложными, есть также три направления «догматического безразличия»: 1) утилитаризм, господствовавший во Франции в наполеоновскую эпоху; его сущность состоит в том, что содержание религии признаётся истинным лишь в той мере, в какой оно служит политической и общественной пользе, а наличие религиозных убеждений у правящего класса считается излишним и безразличным; 2) деизм, в качестве наиболее яркого представителя которого Фелисите Робер де Ламенне рассматривает Ж.-Ж. Руссо; в нём отвергается наличие обязательного для всех людей божественного откровения, догматы конкретных религий считаются безразличными, всё содержание единой естественной религии выводится рационально, а смыслом существования религии объявляется обеспечение нравственного развития индивида; 3) протестантизм, в рамках которого произвольно выбирается совокупность признаваемых богооткровенными истин, а прочие истины объявляются безразличными; поскольку разные протестантские общины признают необходимыми различные истины, протестантизм дробится на бесчисленное множество групп и сект, враждующих друг с другом. Всем порицаемым и отвергаемым им формам безразличия Фелисите Робер де Ламенне противопоставляет догматическое учение о том, что существует единая истинная религия, что такой религией является христианство (отождествляемое с католицизмом), что оно для всех людей есть единственное средство спасения, что оно имеет «бесконечную важность» («importance infinie») для человека, для общества и для Бога, что все люди при желании могут отличить истинную религию от ложных религий. Соглашаясь с тем, что центральным для апологетики является вопрос о том, каким образом человек может выделить одну истинную религию из всей совокупности существующих религиозных верований, Фелисите Робер де Ламенне во втором томе «Опыта...» обращается к изложению философского учения о критерии, позволяющем отличать истину от лжи (ср. ст. Истина). Центральной философской идеей Фелисите Робера де Ламенне, лежащей в основании его критических и догматических рассуждений в этом разделе, исследователи считают признание безусловного превосходства всеобщего над индивидуальным. Выступая с критикой философских основоположений Рене Декарта (1596–1650 гг.) и его многочисленных последователей, Фелисите Робер де Ламенне указывает, что объявление в картезианстве предельным критерием истины индивидуального разума делает в принципе невозможным существование общих для всех людей истин. Поскольку, согласно картезианцам, каждый человек судит об истине исключительно на основании самосознания, опираясь на субъективные «ясные и отчётливые представления», картезианцы не могут предложить критерия, с помощью которого разумные и истинные суждения могут быть отличены от суждений безумца, сознание и самосознание которого повреждены.

 



 
PR-CY.ru