ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де - Страница 6

Несостоятельность картезианства, согласно рассуждению Фелисите Роберу де Ламенне, казалось бы служит подтверждением учения скептиков об отсутствии всякой надёжной и достоверной истины, однако тотальный скептицизм является лишь философской фикцией, невозможной в реальной жизни. В действительности люди всегда «убеждены в тысяче вещей», причём их убеждения «являются связующими нитями общества и основаниями человеческой жизни»; таким образом, следует признать, что у людей есть средство отличать истинное знание от ложного. Это средство – «общее согласие» («consentement commun»), или «всеобщий здравый смысл» («sens commun»; лат. «sensus communis»), т.е. разделяемое всеми людьми устойчивое признание одних представлений истинными, а других – ложными. По словам Фелисите Робера де Ламенне, «то, во что все люди верят как в истинное, и есть истинное». По мнению исследователей, хотя Фелисите Робер де Ламенне нередко говорил о согласии всего человеческого рода, фактическим критерием истины у него оказалось согласие большинства людей, а истиной – принимаемое большинством людей мнение. При этом в его философских построениях стирается всякая грань между убеждением, принимаемым верой в качестве истинного, и знанием, которое признаётся истинным на основании рациональных доводов и доказательств. Поскольку всякое знание выводится из первичных убеждений, принимаемых в силу доверия к обосновывающему их авторитету всеобщего признания, истинность любого знания объявляется зависящей исключительно от общего согласия людей. Перенося в область религии представление о всеобщем согласии как о критерии истины, Фелисите Робер де Ламенне утверждал, что «весь человеческий род согласно» признаёт существование Бога и необходимость религии. Допуская, что некоторые люди могут отрицать бытие Бога, Фелисите Робер де Ламенне вместе с тем выражал уверенность в том, что такие люди – лишь «безумцы», которые всегда остаются в незначительном меньшинстве. Поскольку критерием истины является согласие большинства людей, признаком истинной религии, по утверждению Фелисите Робера де Ламенне, является «наибольший видимый авторитет» («la plus grande autorité visible»), т.е. либо просто наибольшее число исповедующих её людей, либо наиболее сильное влияние на общество, т.е. наибольшая власть. Содержание истинной религии – это то, во что веровали «всегда, повсюду и все». Фелисите Робер де Ламенне осознавал проблематичность совмещения представления о том, что основанием истинности религии является всеобщее согласие человечества, с традиционным католическим учением о том, что христианство основывается не на всеобщем признании, а на присущем ему богооткровенном характере. Поскольку в рамках философских представлений Фелисите Робера де Ламенне об истине единичное откровение Бога единичным людям не может иметь авторитетного характера, он переосмысляет понятие «откровение» и выделяет в качестве основного «первоначальное откровение» («révélation primitive»). Согласно Фелисите Роберу де Ламенне, всё необходимое для истинной религии знание о Боге было изначально открыто людям и всегда сохранялось большинством представителей человеческого рода.

 



 
PR-CY.ru