ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де - Страница 3

О современной ему религиозной политике императора Наполеона I Бонапарта Фелисите Робер де Ламенне высказывался осторожно: признавал положительное значение заключения конкордата 1801 г. с папой Римским, который ознаменовал прекращение гонений на католическую церковь во Франции и послужил искоренению раскола среди католического духовенства. Однако, по мнению Фелисите Робера де Ламенне, наполеоновская религиозная политика была слишком нерешительной; власти должны не ограничиваться религиозной терпимостью, но активно содействовать религиозному возрождению во Франции. Основной опасностью для французских католиков Фелисите Робер де Ламенне объявлял распространившееся даже среди духовенства «безразличие» («indifférence») по отношению к вере, которое проявляется в том, что внешняя и формальная принадлежность к католической церкви не соединена с разумной и деятельной верой, надлежащей духовной жизнью и делами милосердия. Фелисите Робер де Ламенне призывал власти оказать поддержку восстановлению разрушенной системы духовного образования детей и юношей, которое должно быть вверено не государственным чиновникам или случайным представителям духовенства, но членам специально для этого учреждённых католических конгрегаций. Важнейшим средством преодоления кризиса среди католического духовенства он считал возвращение в церковную жизнь соборного начала. Он настаивал на необходимости регулярного проведения на всех уровнях совещаний духовенства, которые позволили бы своевременно исправлять недостатки церковной жизни и совместно вырабатывать решения церковных проблем. Уже в первом трактате ясно прозвучали многие темы будущих философских и религиозных произведений Фелисите Робера де Ламенне: критика индивидуалистического рационализма, скептицизма и атеизма; признание главной опасностью для веры религиозного равнодушия и неограниченной религиозной терпимости; подчёркивание нравственного и общественного значения христианства и абсолютизация его роли как консолидирующей и гармонизирующей общество силы. Свидетельством постепенного отказа Фелисите Робера де Ламенне от некоторых присутствовавших в его первом трактате галликанистских идей стало созданное в начале 1810 гг. сочинения «Предание Церкви по вопросу о поставлении епископов» («Tradition de l'Église sur l'institution des évêques», 1814 г., три тома), над которым Фелисите Робер де Ламенне также работал вместе с братом. Наиболее важным разделом сочинения исследователи считают введение общего характера. В нём Фелисите Робер де Ламенне объявлял высшей заслугой христианства формирование идеала гармонично устроенного общества, сближающего всех людей во всех государствах под единой монархической властью папы Римского. Последовательно отстаивая принцип разделения духовной и светской властей, Фелисите Робер де Ламенне утверждал, что папа Римский не имеет никакой светской власти и не может навязывать свою волю светским монархам, однако при этом его власть в христианской церкви имеет абсолютный характер, и любые попытки ограничить её являются заведомо незаконными и преступными.

 



 
PR-CY.ru