ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де - Страница 7

Рассматривая в третьем и четвёртом томах «Опыта...» историческое развитие религиозных верований и сопоставляя ключевые элементы вероучения разных религий, Фелисите Робер де Ламенне пытался создать на основе обобщённой христианской догматики синтез основных религиозных идей исторических религий и доказать, что у всех народов и во всех религиях всегда было истинное знание о едином Боге, которое, однако, затемнялось множеством изобретённых людьми мифов и суеверий. С точки зрения современных представлений об истории религий построения Фелисите Робера де Ламенне в области сравнительного религиоведения исследователи считают наивными и по большей части несостоятельными; по мнению исследователей, фактический анализ исторического и доктринального материала у него всецело заменён метафизическими обобщениями и произвольными интерпретациями. Согласно общему выводу Фелисите Робера де Ламенне, все религии в той или иной мере являются «христианством», поскольку «христиане веруют во всё то, во что веровал человеческий род до Иисуса Христа, и человеческий род веровал во всё то, во что веруют христиане» (таким образом, «христианство началось одновременно с миром»). Фелисите Робер де Ламенне полагал, что осуществлённый им анализ религиозных учений доказал истинность католицизма как исторического христианства, однако в действительности вследствие избранного Фелисите Робером де Ламенне метода, в рамках которого специфическое догматическое содержание конкретных религий намеренно размывалось, католицизм оказался сведён к абстрактному «христианству», а это «христианство», в свою очередь, превратилось в ранее отвергнутую Фелисите Робером де Ламенне естественную религию, в рационалистическое учение о Боге как о бесконечном Бытии (l'Être), из которого проистекает и к которому возвращается всё творение. Хотя Фелисите Робер де Ламенне утверждал, что лишь католическая церковь есть истинная религия, поскольку лишь она обладает свойствами «истинности, вечности, святости и божественного происхождения», и приводил традиционные аргументы, подтверждающие божественное происхождение христианства (пророчества, чудеса, Священное Писание, жизнь и учение Иисуса Христа, распространение христианства), специфическое религиозное учение христианства лишь внешним образом присоединялось Фелисите Робером де Ламенне к основному учению о Боге, имеющему деистический характер. При этом принципиальное отличие его религиозной системы от классических деистических систем, по мнению исследователей, заключается в том, что естественная религия у него имеет не абстрактный рационально-моральный характер, но понимается, прежде всего, как социальное явление, как постоянная духовная основа жизни общества и общественного блага: «Христианство, или первоначально открытая религия («religion révélée originairement»), всегда было и всегда будет таким же универсальным («universelle»), как общество, поскольку христианство определяет все обязанности человека и, следовательно, является принципом его жизни».

 



 
PR-CY.ru