ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де - Страница 8

Первоначально «Опыт...» Фелисите Робера де Ламенне был восторженно принят французскими католиками; в личных письмах Фелисите Роберу де Ламенне и в опубликованных в прессе отзывах высокую оценку сочинению давали многие влиятельные консервативные и католические мыслители этого времени: Луи Габриэль Амбруаз Бональд, Жозеф де Местр (1753–1821 гг.), Франсуа Рене де Шатобриан (1768–1848 гг.), Дени Люк Фрейсину (1765–1841 гг.) и др. Однако уже после выхода второго тома «Опыта...» для многих католических клириков и теологов стало очевидно, что метод и идеи Фелисите Робера де Ламенне разрушают традиционное представление об исторической уникальности христианства, лишают религию сверхъестественного содержания, фактически ставят под вопрос необходимость церкви для спасения. Желая заручиться поддержкой католических церковных властей, Фелисите Робер де Ламенне отправил в Рим экземпляр сочинения «Защита Опыта...», которое получило положительную оценку папских цензоров. В 1824 г. Фелисите Робер де Ламенне посетил Рим и был благосклонно принят папой Римским Львом XII (1823–1829 гг.); хотя в литературе исследователи встречают утверждения, что Лев XII намеревался сделать Фелисите Робера де Ламенне кардиналом, они не имеют документального подтверждения и, как полагают исследователи, являются вымыслом. Поддержка, которую Фелисите Робер де Ламенне получил от Льва XII и членов папской курии, во многом объяснялась политическими мотивами: видя в Фелисите Робере де Ламенне яркого публициста, отстаивавшего интересы Папского престола, и союзника в борьбе с галликанизмом во Франции, способного оказывать сильное влияние на общественное мнение, римские прелаты были готовы до определённого времени оставить без внимания несовпадения его богословских идей с официальным учением католической церкви. В религиозной и политической публицистике 1810–1820 гг., которая печаталась в журналах «Conservateur», «Le Défenseur», в газете «Le Drapeau blanc» и в других консервативных периодических изданиях и сборниках, Фелисите Робер де Ламенне выступал с позиций умеренного роялизма и радикального ультрамонтанства. Поддерживая в целом реставрацию Бурбонов и политический режим королей Людовика XVIII (1814–1824 гг.) и Карла X (1824–1830 гг.), Фелисите Робер де Ламенне критиковал слабость и нерешительность королевской власти, её готовность идти на уступки сторонникам республиканства и демократии. Согласно Фелисите Роберу де Ламенне, власть монарха есть божественный дар и одновременно вручённое Богом служение; монархи не вправе отчуждать и ограничивать собственную власть, подчиняя себя конституциям, парламентам, общественному мнению и другим демократическим институтам. Фелисите Робер де Ламенне отвергал секуляризацию, предполагавшую выделение религии в отдельную область, считая, что без постоянного влияния религии общественная жизнь обречена на погружение в анархию и хаос. Обсуждая проблему образования, Фелисите Робер де Ламенне яростно нападал на светские университеты и светских учителей, которые дают народу знания, но не заботятся о его воспитании в духе христианства, вследствие чего получившие образование юноши попадают в лагерь врагов церкви и государства.

 



 
PR-CY.ru