КИРИЛЛИЦА - Страница 7

Славянское книгопечатание кириллическим шрифтом было начато в конце XV в. в Кракове в типографии Швайпольта Фиоля, который издал четыре книги на церковнославянском языке: Октоих (1491 г.), Часослов (1491 г.), Триодь постную (1492–1493 гг.), Триодь цветную (недатированную). В 1494 г. начала действовать Черногорская типография в Цетинском монастыре, основанная Иваном Черноевичем и продолжившая работу под руководством его сына Джурджа. В этой типографии «священником мнихом Макарием от Чёрной Горы» были выпущены Октоих первогласник (1494 г.), Октоих пятигласник (1494 (?) г.), Псалтирь с восследованием (1495 г.), Требник (1496 г.). Третья типография кириллического шрифта была открыта в 1508 г. повелением Раду Великого, воеводы Валахии, в городе Тырговиште. Исследователям известны три изданные там книги: Служебник (1508 г.), Октоих (1510 г.), Четвероевангелие (1512 г.). В 1516 г. в Праге открылась славянская типография Франциска Скорины, где в 1517 г. вышла Псалтирь на церковнославянском языке. С 1517 по 1519 г. Ф. Скорина издал 23 ветхозаветные книги, переведённые им на «русский» (гибридный церковнославянский) язык, – «Библию руску». В начале 1520 гг. Ф. Скорина основал в Вильно первую на территории Великого княжества Литовского славянскую типографию, где издал «Малую подорожную книжицу» (1522 г.) и Апостол (1525 г.). В Сербии и Валахии в первой половине XVI в. известны типографии в монастырях Руйно, Милешевском, в Горажде, в Мркшина-Црква, в Белграде. Важную роль в распространении книжной культуры в славянском мире на протяжении XVI в. играли венецианские типографии Божидара Вуковича и его сына Виченцо. В Москве кириллическое книгопечатание возникло около 1553 г. в так называемой Анонимной типографии, от которой сохранилось несколько книг без выходных данных (Евангелие, Постная Триодь). Первой же авторизованной и точно датированной московской книгой стал Апостол (1564 г.) Ивана Фёдорова. Им же после переезда в Великое княжество Литовское было подготовлено в Остроге издание первого полного церковнославянского библейского кодекса – Острожской Библии (1580–1581 гг.). Активное развитие кириллического книгопечатания в Речи Посполитой относится ко второй половине XVI в. Важнейшие типографии были во Львове, в Вильно, Остроге, Стрятине, Заблудове. С течением времени в древнерусских и южнославянских письменностях изменялась форма букв кириллицы, менялись состав букв и их звуковое значение. Изменения были обусловлены преимущественно языковыми процессами в живых славянских языках. Так, в ранних древнерусских рукописях в результате утраты носовых наблюдается смешение. В XII в. буквы йотированных юсов и юса большого выходят из употребления; употребление юсов определяется разнообразными правилами, например: а) пиши после согласных, – после шипящих и «ц», – после гласных и в начале слова; б) пиши после согласных, – после гласных и в начале слова; в) пиши после согласных, гласных и в начале слова, – после шипящих и «ц». Неразличение аффрикат и «цоканье» отражается в ряде древнерусских рукописей (новгородских с XI в.) во взаимной мене неразличение шипящих и свистящих – в мене  (псковские рукописи).

 



 
PR-CY.ru