КИРИЛЛИЦА

КИРИЛЛИЦА – одна из двух (см. Глаголица) славянских азбук. Термин «кириллица», очевидно, имеющий значение «азбука, изобретённая Кириллом», восходит к имени равноапостольного Кирилла (Константина), который, вероятно, в сотрудничестве с братом архиепископом Мефодием не позднее весны 863 г. создал древнейший славянский алфавит – глаголицу. Изначально именно глаголица носила название «кириллица» («коуриловица»; форма зафиксирована в послесловии Упиря Лихого к списку Толковых Пророков 1047 г., сохранившемся в ряде копий XV–XVI вв.), лишь позднее это название было перенесено на кириллицу. Степень древности термина «кириллица» исследователям неизвестна. Вопрос об обстоятельствах появления в славянской письменности двух азбук, об их сравнительной древности и составителях долгое время оставался в палеославистике одним из наиболее спорных и обсуждаемых. Полемика о соотношении двух азбук, начавшаяся в XVIII в. и продолжавшаяся на протяжении всего XIX в., завершилась, в основном, в первой четверти XX в. В настоящее время первичность глаголицы по отношению к кириллице является общепризнанной. В конце 885 г. учениками Кирилла и Мефодия глаголица была принесена в Болгарию, где её распространению препятствовала существовавшая традиционная практика записи протоболгарских и славянских текстов греческими буквами. О широком распространении греческого письма среди образованной части болгарского общества и об особом престиже, который имело это письмо, ярко свидетельствуют находки надписей X в. Для образованных представителей болгарской знати и болгарского духовенства «было самоочевидным, что славянский язык вполне может быть языком богослужения и письменности, но они возражали против того способа записи, который предлагали нашедшие приют в Болгарии ученики Константина и Мефодия». Одна из причин недовольства глаголицей, как указывают исследователи, состояла в том, что ряд букв этой азбуки, принесённой из Моравии, соответствовал фонетическим особенностям моравских говоров и не был нужен для передачи звуков древнеболгарского языка. По мнению исследователей, в первую очередь, именно к Болгарии следует относить слова Черноризца Храбра – сказание «О письменах» (конец IX – начало X в.) о том, что после крещения у славян, живших по соседству с Византией, сложилась традиция записывать тексты на славянском языке греческими буквами: «Когда же крестились, то пытались записывать славянскую речь римскими и греческими письменами, без порядка». При этом, как полагают исследователи, характерные для славянского языка звуки передавались не соответствующими им по фонетическому значению греческими буквами либо сочетаниями греческих букв. Представители образованной верхушки древнеболгарского общества проявили приверженность именно этому способу записи и выступили против применения изобретённого Кириллом особого письма. Позиция их оппонентов получила отражение в сказании Черноризца Храбра «О письменах», посвящённом защите глаголицы как боговдохновенного письма. Храбр детально разъяснил совершенство глаголицы как алфавита, специально созданного для передачи славянской речи. Результатом разрешения противоречия явилось создание новой славянской азбуки – кириллицы.

 



 
PR-CY.ru