КИРИЛЛИЦА - Страница 6

В случаях, когда буквой надо было обозначить число, над ней ставился надстрочный знак – титло, а по обеим сторонам от неё – точки. Девятью буквами обозначались единицы, девятью – десятки, девятью – сотни. Для обозначения тысяч использовались те же буквы, что и для обозначения единиц, перед которыми слева внизу добавлялся знак тысячи. Как и в современной цифровой системе, десятки добавлялись к единицам, а сотни – к десяткам слева. Исключение составляли числа второго десятка, где в отличие от ионийской, или византийской, системы счисления представлена так называемая инверсивная нумерация, при которой знак единицы ставится перед знаком десяти. Инверсивная нумерация является доминирующей в старославянских памятниках. Так, в Саввиной книге на 60 примеров инверсивной нумерации приходится только один пример неинверсивной нумерации – со знаком десяти перед знаком единицы. Единственный пример неинверсивного обозначения зафиксирован и в Энинском Апостоле. В Супрасльской рукописи соотношение инверсивных и неинверсивных обозначений составляет приблизительно 5:1. В Листках Ундольского и в Хиландарских листках использованы исключительно инверсивные обозначения чисел второго десятка. О преобладании неинверсивной ионийской нумерации исследователи говорят лишь по отношению к Изборнику 1073 г. В кириллице различается три типа письма: устав, полуустав, скоропись. Древнейшим и соответственно первоначальным типом письма, возникшим непосредственно под влиянием греческого унциала, является устав. К числу типологических свойств кириллического устава XI–XIV вв. относятся: рисованность и монументальность букв, достигавшиеся тщательным и чётким выписыванием всех деталей в рисунках букв; геометричность букв, которые можно вписать в квадрат или четырёхугольник; начертание букв преимущественно в строке, без выступа деталей над и под строкой; незначительная разница в начертаниях одной и той же буквы; строгое чередование толстых и тонких линий в рисунке одной и той же буквы; пробелы между буквами в словах. С конца XIII в. у южных славян и с середины XIV в. в Древней Руси распространяется новый тип письма – полуустав, появление которого было предопределено нарастанием объёма книгописания и постепенным переходом при создании книг с пергамена на бумагу. В сравнении с уставом начертания букв полуустава более мелкие и округлые, они лишены геометрической строгости: прямые линии допускают кривизну, а округлые утрачивают облик правильной дуги, нарушается стабильность расстояния между буквами, возможны варианты начертания одних и тех же букв у одного писца, используются выносные буквы и большое число диакритических знаков. С конца XIV в. в деловой письменности получает распространение скоропись, рассчитанная на существенное ускорение процесса письма. Появление скорописи связывается с применением письменности для деловых целей (дипломатических, административных, судебных, хозяйственных). Скоропись характеризуется непрерывностью движения пера при начертании букв и многочисленными сокращениями. Традиционную форму букв кириллического рукописного полуустава почти в точности воспроизводили первые русские типографские шрифты, созданные в середине XVI в. Такой графический характер они сохраняли до начала XVIII в. – до введения русского гражданского шрифта, сформировавшегося на основе ренессансного шрифта «антиква» и скорописного почерка московского письма (канцелярского курсива) конца XVII – начала XVIII вв.

 



 
PR-CY.ru