КИРИЛЛИЦА - Страница 5

Ни в одном другом кириллическом старославянском памятнике полный комплект йотированных букв не употребляется. Йотированные гласные отсутствуют в Листках Ундольского; в Энинском Апостоле встречается только один. Уже в древнейших памятниках буквы кириллицы могли иметь разные варианты начертаний. Так, во всех старославянских рукописях (за исключением Энинского Апостола и Листков Ундольского, где представлен только знак юса малого) имеются два варианта начертания юса малого, один из которых используется в позиции после точки и после гласной, второй – после согласной. Перевёрнутое начертание буквы, возникшее в кириллице, по мнению исследователей, под влиянием греческого дифтонга, произношение которого в византийскую эпоху совпало с «v», фигурирует в Энинском Апостоле и во многих среднеболгарских памятниках (Слепченский Апостол, Охридский Апостол, Болонская Псалтирь, Боянское Евангелие). Два варианта в древнейшей кириллице имела буква «зело», передающая аффрикату: начертание в виде перечёркнутой буквы «земля» представлено в Энинском Апостоле и Листках Ундольского, начертание с крючком справа в середине – в Хиландарских листках, в Македонском кириллическом листке, в Зографских листках. В Супрасльской рукописи над мягкими сонорными ставится специальный знак – перевёрнутая вниз дуга; как полагают исследователи, подобные написания послужили основой для знаков, первый из которых фигурирует в Хиландарских листках, два знака и встречаются в Синайском патерике (конец XI в.). В кириллической письменности под влиянием унциального письма широко использовались вспомогательные графемы – надстрочные (диакритические) знаки (знаки придыхания, паерок, ударения, титло). Однако система правил их употребления формируется в славянской письменности лишь с XIV в., а окончательно складывается в конце XVII – начале XVIII вв. В соответствии с традициями греческого письма буквы кириллицы, как и буквы глаголицы, имели не только звуковое, но и числовое значение, т.е. применялись для обозначения и звуков речи, и чисел. В отличие от глаголицы, в которой числа обозначались буквами в порядке их расположения в азбуке, кириллица следовала за греко-византийской цифровой системой: числовое значение имели только буквы, заимствованные из греческого алфавита, при этом за каждой из 24 таких букв было закреплено то же самое цифровое значение, которое эта буква имела в греческой цифровой системе. Буквы «стигма», «коппа» и «сампи», имевшие в Византии только числовое значение, первоначально использовались для передачи этих чисел и в кириллической письменности. Впоследствии они были заменены собственно кириллическими буквами, сходными по начертанию с греческими знаками: буква «зело», начертание которой восходит к греческой лигатуре «стигма», употреблялась в значении 6; односторонняя буква «червь», совпавшая по начерку с коппой, – в значении 90; в значении 900 в древнерусской кириллице вместо треножной сампи начала использоваться аналогичная треножная буква «юс малый». В южнославянской кириллице под влиянием глаголицы цифровое значение 900 получила буква «ци». Первые примеры употребления в значении 900 засвидетельствованы в Паремийнике Григоровича (конец XII – начало XIII вв.). В результате второго южнославянского влияния знак в значении 900 в древнерусской письменности был вытеснен знаком «ц».

 



 
PR-CY.ru