КРЕЩЕНИЕ РУСИ - Страница 9

Владимир дал согласие креститься. Но когда Анна прибыла в Херсонес, он внезапно, по Божественному Промыслу, потерял зрение. Византийская царевна посоветовала Владимиру как можно быстрее креститься. Когда иерей возложил на голову князя руку, тот прозрел. Это чудо сподвигло многих дружинников последовать примеру своего предводителя и принять крещение. Здесь же, в Херсонесе, состоялось бракосочетание Владимира и Анны, после чего город был возвращён царям в качестве свадебного дара – вена. В сопровождении супруги Анны, священников и дружины князь отбыл в Киев, забрав с собой мощи святого Климента, папы (епископа) Римского, и его ученика Фива, церковные сосуды и иконы. Автор Корсунской легенды, опровергая мнения не сведущих, с его точки зрения, людей, писал, что одни называют местом крещения Владимира Киев, другие – Василев (город на реке Стугне), а третьи – иное («Полное собрание русских летописей», том 1); следовательно, уже на рубеже XI и XII вв. (время складывания текста «Повести временных лет…») бытовало несколько версий рассказа о крещении Владимира. Анализ летописных статей 6494–6496 (986–988) гг. даёт исследователям основание видеть в них контаминацию, по крайней мере, двух версий крещения Владимира. Согласно первой, условно именуемой иногда «Киевской легендой», крещение князя состоялось в Киеве, согласно второй («Корсунской легенде») – в византийском Херсонесе. Первая версия, сохранившаяся в «Повести временных лет…» фрагментарно, получила отражение в сочинении Иакова Мниха «Память и похвала князю Владимиру», в котором сообщается, что Владимир взял Корсунь «на третье лето» после принятия христианства. О том, что решение креститься было результатом личного выбора Владимира («въждела сердцемь, възгоре духом, яко быти ему христиану и земли его»), а не определялось политической конъюнктурой, написал митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати». Согласно рассказу Яхьи Антиохийского, византийский полководец Варда Фока в 987 г. поднял мятеж против императора Василия II Болгаробойцы, который был вынужден обратиться за помощью к «царю русов». Между сторонами был заключён договор о свойстве: правитель Руси брал на себя обязательство оказать военную помощь императору, а взамен получал в жёны его сестру. Условием этого соглашения по требованию Василия II Болгаробойцы должно было стать крещение Владимира и всего «народа его страны». После того как при участии отрядов из Руси Варда Фока был разбит, император отправил на Русь сестру, «митрополитов и епископов», которые «крестили царя и всех, кого обнимали его земли». Сходным образом описывал события ар-Рудравари, отмечая, однако, что инициатива крещения исходила от византийской царевны, не пожелавшей «отдать себя тому, кто разнится с ней в вере». Ту же интерпретацию событий предлагал Иоанн Скилица, который отметил, что брачный союз Анны с русским «архонтом Владимиром» был следствием военной помощи Руси Константинополю. Степанос Таронеци (Асолик) сообщил, что император Василий II Болгаробойца получил от «царя русов» военный отряд численностью 6 тыс. человек «в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего», а «русы уверовали во Христа». Сведения источников позволяют исследователям реконструировать события крещения князя Владимира и его дружины. 980 годы стали временем серьёзных испытаний для представителей Македонской династии – царей-соправителей Василия II Болгаробойцы и Константина VIII. В 986 г. император Василий II Болгаробойца, лично возглавивший поход против вышедшей из повиновения Болгарии, потерпел 17 августа 986 г. сокрушительное поражение в битве у Траяновых ворот, что поставило существование династии на грань катастрофы.

 



 
PR-CY.ru